Воронеж в 1917-м. Церковь между двумя революциями

Спецпроект РИА «Воронеж» – к 100-летию двух революций.

Анастасия Сарма, 5 сентября 2017, 19:00

Фото Госархив Воронежской области, РГИА и архива Николая Сапелкина
РИА «Воронеж» продолжает спецпроект, посвященный революционному 1917 году. Очередной материал расскажет о том, как отреагировала Русская православная церковь на свержение самодержавия и как начинались репрессии сельских священников.

Церковь до 1917 года

Накануне революции церковь была мощной опорой царской власти. Поэтому государство обеспечивало финансирование всех церковных расходов, включая зарплату духовенству, решало вопросы хозяйственной деятельности, оказывало моральную и материальную поддержку церкви.

Согласно отчету Воронежского архиепископа Тихона (Никаноров), на 1 января 1917 года в губернии действовало 1128 храмов, из которых 983 были приходскими. Еще 52 храма находились в стадии строительства, 16 были построены, но не освящены. В храмах и монастырях епархии служил 1221 священник, 295 диаконов и 1230 псаломщиков.

Проживавшее в Воронеже духовенство представляло собой особый социальный слой. Представители духовенства рано заключали браки и имели много детей. Основным источником доходов такой семьи были доходы от церкви и от взносов прихожан. В дни больших религиозных праздников приходское духовенство совершало обходы дворов, во время которых миряне подносили батюшке угощения и деньги.

Как отмечают Павел Попов и Борис Фирсов в книге «Старый Воронеж», взносы зависели от состоятельности мирян и численности прихода. Самое большее число прихожан – 2 тыс. человек – было у Троицкого кафедрального собора Воронежа. Самые маленькие приходы – по 400 человек – были у Петропавловской и Пятницкой церквей.

У некоторых храмов были собственные земли, которые сдавались в аренду. Дополнительным источником заработка для священников было также преподавание Закона Божьего в школах.

Молитва о Временном правительстве

В ночь со 2 на 3 марта Николай II отрекся от престола. Но, как отмечает краевед Николай Сапелкин, члены Синода признали революционную власть еще до отречения. Днем 2 марта Синод принял решение «войти в связь» с Исполнительным комитетом Государственной думы.

Представление, что РПЦ в 1917 году занимала однозначно контрреволюционные позиции, неверно. Несмотря на отсутствие в целом юридического отречения от престола Дома Романовых, Синод уже 6 марта распорядился исправить все богослужебные чины – вместо молитв о де-юре царствующем доме следовало возносить прошения о «Благоверном Временном правительстве».
Николай Сапелкин

историк-религиовед

9 марта Синод обратился к духовенству с посланием, которое начиналось словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни».

– Священники на местах, вероятно, подумали: мы ведь люди подневольные, против никогда не выступали. Тем более от имени Синода пришло указание немедленно объявить об отречении царя и зачитать Манифест с церковного амвона, – говорит Николай Сапелкин.

В Воронежской губернии был лишь один случай, когда священник открыто выступил в поддержку Николая II. Это Александр Долгошевский из села Синие Липяги Нижнедевицкого уезда, который призвал паству: «Молитесь Богу о царе. Без царя немыслимо нам жить».

– Духовенство предало забвению Романовых фактически сразу после ареста царя и его семьи. В Государственном архиве, в фонде Николая II, хранятся сотни писем, направленных царственным узникам от представителей разных слоев общества. От духовенства нет ни одного, – говорит Николай Сапелкин.

Арест архиепископа Тихона

В начале июня 1917 года в Воронеже случился громкий скандал. Сельский священник Владимир Шакин, на которого архиепископ Тихон наложил запрещение, пожаловался на него в Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, обвинив в контрреволюционных действиях.

В тот же день исполком Совета единогласно вынес постановление: «Принимая во внимание, что вся деятельность архиерея явно контрреволюционна, сделать немедленно у архиерея обыск, с изъятием компрометирующих документов, и арестовать архиерея».

Архиепископ Тихон (Никаноров)

Как писала газета «Воронежский телеграф», во время обыска в приемной архиерея нашли и изъяли письма к предшественнику отца Тихона – архиепископу Воронежскому и Задонскому Анастасию (Добрадину), умершему в 1913 году, а также портреты Николая II, его жены Александры Федоровны, членов царской семьи, императоров Александра II и Александра III.

Архиепископ Анастасий (Добрадин)

Кроме того, у архиерея Тихона отобрали 95 рублей серебром, взамен которых ему выдали бумажные деньги. Архиерей в тот же день под солдатским конвоем был отправлен в Петроград в распоряжение Центрального Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Для человека того времени арест первого священника в губернии было событием из ряда вон выходящим. Совет был общественной организацией. Если она могла беспрепятственно арестовать первое лицо губернии, то местные крестьяне и общественники поняли, что им можно делать все.
Евгений Зверков

историк

Арест архиепископа Тихона вызвал большой резонанс среди воронежцев. 14 июня Синод заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, и он вернулся в Воронеж, где в июле вступил в управление епархией.

Летом 1917 года в воронежской епархии вместо духовной консистории – основного органа епархиального управления – был создан Церковно-Епархиальный совет (ВЦЕС), куда вошли миряне. А позже появился Епархиальный исполнительный комитет во главе с протоиереем Тихоном Поповым – будущим обновленческим епископом и осведомителем ЧК.

Протоиерей Тихон Попов

В управлении Воронежской епархией сложилось двоевластие. С одной стороны, действовал ВЦЕС, с другой – архиепископ Тихон, продолжавший управлять епархией через консисторию.

Летом 1917 года крестьяне стали проводить сельские сходы и самостоятельно выбирать себе священников, выдворяя неугодных.

У монахов и священников начали изымать земли, участились ограбления храмов, нападения на священников. В ночь с 22 на 23 июня в селе Терновом Землянского уезда был убит священник Стефан Петров. Он стал первой жертвой революции в Воронежской епархии.

«Пастыри, паства убегает от вас, а многие из пасомых восстают на вас», – писал духовенству Нижнедевицкого уезда священник Ершов.

Кризис церкви

Летом 1917 года народный жаргон пополнился антицерковными высказываниями: «Бог – буржуй», «помяни Господи Николашку, жену его Сашку, мать его Машку», «из риз будем онучи драть, явленными иконами печки топить, кадилом люльку зажигать, кропилом избы подметать».

В антиклерикальных настроениях общества, по словам Николая Сапелкина, были во многом виноваты сами священники.

Крестьяне, за счет которых существовал приход, чувствовали, что они со своими проблемами приходским священникам неинтересны. Их возмущение вызывали непосильные для них требы и факты мелкой коррупции среди приходского духовенства.

– Церковь, в лице приходского духовенства, не смогла высказать, ради чего она существует и какие ценности несет в общество, для чего она нужна? – размышляет Николай Сапелкин. – Какой смысл в ее деятельности? Покойный схимитрополит Ювеналий (Тарасов) дал хорошую зарисовку духовенству того времени – «пузатый поп протянул две руки: одну для поцелуев, а второй держал корзину для подаяний».

Сложилась ситуация, когда священники на селе воспринимались как чужие. Теперь, когда батюшка заходил в крестьянский дом, от него прятали хлеб, обычно стоявший на столе.

Крестный ход под пулеметным огнем

25 октября 1917 года Временное правительство было свергнуто. По словам Николая Сапелкина, церковь не стала его защищать, так же как и не вступилось ранее за царя. Никак не отреагировала церковь и на появление ленинского правительства. Не было никакой видимой реакции и в Воронежской епархии.

В декабре 1917 года, в условиях ухудшения экономического состояния, епархия передала церковно-приходские школы светским властям. Тогда же пришлось закрыть ранее свернутый епархиальный госпиталь.

– Во исполнение декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» РПЦ была приравнена к частным обществам и союзам. Ей было отказано в финансировании от государства. Ее собственность была объявлена народным достоянием, – отмечает Николай Сапелкин.

Духовенство начало выражать протесты: проводить крестные ходы, публичные молебны о прекращении «гонений».

Крестный ход 26 января (8 февраля) 1918 года состоялся и в Воронеже. Архиепископ Тихон спрашивал разрешения его провести у Воронежского исполкома. В день крестного хода была выпущена листовка: «По городу распространяются слухи о том, что якобы большевики хотят запечатывать церкви, монастыри, мощи сдать в музей и запретить богослужение. Все это наглая ложь! Сегодня состоится Крестный ход. Никто не будет мешать молящимся, и не верьте тому, что мы запрещаем Крестный ход». Однако крестный ход был разогнан пулеметным огнем...

Позже, в феврале 1919 году, на территории Воронежской области развернется пропагандистская кампания вскрытия мощей. В конце января 1919 года были осквернены мощи святителя Тихона Задонского. А 3 февраля на вскрытии мощей Митрофана Воронежского заставили присутствовать архиепископа Тихона.

По Воронежской области прокатилась волна народных протестов, но все выступления подавлялись жестоким образом. Как отмечает руководитель историко-архивного отдела Борисоглебского церковного округа Сергей Шуваев, во всех случаях духовенство называлось зачинщиками неповиновения.

Всего с 1918 по 1920 годы, отмечает Сергей Шуваев, только в Воронежской епархии было замучено около 160 священнослужителей.

Что же произошло с архиепископом Тихоном? В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят Белой гвардией, архиепископ служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора.

Он не воспользовался возможностью покинуть Воронеж вместе с белой армией Шкуро и остался в Митрофановском монастыре, чтобы разделить участь своей паствы. Согласно церковному преданию, 9 января 1920 года (27 декабря 1919 года по старому стилю) во время совершения богослужения архиепископа Тихона повесили на Царских вратах Благовещенского собора. Но существует и другая версия гибели архиепископа. По словам Николая Сапелкина, архиепископ Тихон умер, заразившись тифом.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.