Воронеж. Улицы победителей. Марина Раскова
Спецпроект РИА «Воронеж» о героях Великой Отечественной войны и улицах в их честь.
Елена Миннибаева, 13 января 2017, 19:33
РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы 84 улицы Воронежа. В четвертой, заключительной части спецпроекта «Улицы победителей» журналист Елена Миннибаева и историк Владимир Размустов вспоминают героев, о которых после войны говорила вся страна, но со временем их подвиги забыли. В пятницу, 13 января, речь пойдет о летчице, которая прославилась еще до начала великой Отечественной войны. Марина Раскова получила звание Героя СССР осенью 1938 года. Раскова была в составе экипажа, который установил женский мировой авиационный рекорд дальности полета – беспересадочный перелет Москва-Дальний Восток.
Марина Раскова (28.03.1912 – 04.01.1943)
Если бы в детстве кто-то сказал родителям Марины, что их дочь станет знаменитой на всю страну летчицей, они бы в это не поверили. В самолетики вместе с братом Марина не играла, да и родители были далеки от техники. Отец Марины Михаил Дмитриевич был артистом московской оперы. Дочь родилась, когда ему было 59 лет. Отец обнаружил у Марины хорошие музыкальные способности и пророчил дочке успешную карьеру. Мать Анна Спиридоновна была моложе мужа на 29 лет. У Марины был старший брат Роман, родившийся в 1908 году.
Трагедия в семье
В 1919-м отца Марины насмерть сбил мотоцикл. Семья лишилась единственного кормильца. В то время Марина одновременно училась в школе и в детском отделении консерватории. Но связать жизнь с музыкой ей не удалось. После школы Марина устроилась практиканткой, а затем химиком-лаборантом в лабораторию анилинокрасочного завода.
Личная жизнь
На предприятии Марина познакомилась с инженером Сергеем Расковым, за которого в 1929 году вышла замуж, а через год родила дочь Татьяну.
В декретном отпуске Марина долго не была – нужно было зарабатывать деньги. С ребенком выручила мама. Раскова в 1932 году поступила лаборанткой в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1934 году она окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, став штурманом. Через год Раскова успешно выпустилась из школы летчиков при центральном аэроклубе. Марина продолжала работать при академии инструктором и летчиком-наблюдателем.
По воспоминаниям знакомых Расковой, активная деятельность на работе и различие интересов, видимо, послужили поводом для развода Марины с мужем в 1935 году.
Подвиги
Страна узнала о летчице Марине Расковой в 1937 году: Марина начала участвовать в полетах на большие расстояния. Самым известным был беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва-Дальний Восток протяженностью 6450 км в сентябре 1938 года. Экипаж состоял из командира Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой. Перелет продолжался 26 часов 29 минут – мировой авиационный рекорд дальности полета. Рекорд едва не стоил Расковой жизни. Полет проходил в экстремальных условиях.
– Представьте себе 1938 год, тогда при дальнем полете невозможно было рассчитать, какая будет погода на всем расстоянии, а погода летчиц очень подвела. Практически все 6 тыс. км летчицы летели вслепую, не видя землю. При температуре -35 градусов начали выходить из строя приборы, заканчивалось топливо. Самолет мог упасть, и первым делом пострадал Раскова как штурман. В самолете «Родина» штурманский отсек расположен в носовой части фюзеляжа. При посадке на неподготовленный аэродром машина могла встать на нос, и в этом случае стеклянная рубка штурмана была бы сплющена в лепешку. Поэтому капитан приказала Расковой прыгать с парашютом, – рассказал консультант спецпроекта, кандидат исторических наук Владимир Размустов.
Раскова выполнила команду. В ее кармане лежали две шоколадки, револьвер, компас, карманный нож. Следующие десять суток, превозмогая голод и холод, Марина добиралась к намеченному месту посадки. Временами она находила клюкву, грибы. Недостаток пищи приходилось возмещать даже березовыми листьями.
Экипаж на фоне самолета, на котором летчицы установили авиационный рекорд
Через неделю блужданий по лесу Раскова преодолела недоверие к лесным грибам и съела их. Несколько раз в тайге летчица встречала медведей. Зверей она пугала выстрелами из пистолета.
Утром десятого дня Раскова увидела самолеты и отчетливо услышала выстрелы. Преодолевая слабость, Марина пошла по направлению выстрелов. Она едва передвигалась, опираясь на палку. На ней был шерстяной свитер с орденом Ленина на груди, одна нога в унте, вторая – босая. Впоследствии Марина вспоминала, что еще пара дней в тайге – и она бы точно не выжила.
За мужество и установленный мировой рекорд по дальности полета Марине Расковой в числе первых женщин в стране присвоили звание Героя Советского Союза.
Звание Героя ССССР Расковой присвоили 2 ноября 1938 года
Война
Осенью 1941 года Марина Раскова обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить сформировать женский авиационный полк. Ее просьбу удовлетворили. Желающих пойти на фронт оказалось так много, что решили сформировать не один, а три женских авиаполка. Была среди добровольцев и летчица Раиса Беляева, которая погибла в воздушном бою над Воронежем.– Обучение этих новых соединений проводилось в Энгельсе. На вооружении были самолеты «Пе-2» (в армии СССР носил прозвище «Пешка»). В то время это был самый массовый пикирующий бомбардировщик производства СССР, – заметил историк Владимир Размустов.
Раскова сама испытывала каждый самолет, на котором потом должны были летать ее девушки, поднимала технику в небо, рисковала – ведь самолеты делали наспех. Но по воле судьбы Герой СССР Марина Раскова погибла не в бою, а в автокатастрофе из-за сложных метеоусловий.
Марину Раскову похоронили у Кремлевской стены, а 588-му полку за последующие успешные действия на Северо-Кавказском и Донском фронтах присвоили имя отважной летчицы.
Вообще, для советского общества, в котором культивировалось равноправие женщин, девушки с энтузиазмом массово вступали в аэроклубы в предвоенные годы и воевали в женских авиаполках в годы войны. В отличие от СССР, в Германии женщинам традиционно отводились лишь три главные функции, так называемые «три К»: “die Kirche, die Kueche, die Kinder”, то есть «церковь, кухня, дети», а воинская служба была им категорически противопоказана, и о формировании женских авиационных подразделений и речи быть не могло,Владимир Размустов
консультант проекта
Память
Улица Марины Расковой в Воронеже
В честь Героя СССР летчицы Марины Расковой во многих городах бывшего Союза назвали улицы и переулки.
Чтобы найти улицу Марины Расковой в Воронеже, нужно добраться до окраины города
В Воронеже улица Расковой находится на окраине города, в частном секторе микрорайона Сомово.
Мемориальная доска Герою СССР Расковой требует ухода, буквы начали стираться
Мемориальная доска расположена на воротах дома №6.