Воронеж – Стамбул. Чем похожи набережные водохранилища и Босфора и как успеть все за один день
Репортаж собственного корреспондента РИА «Воронеж» из одного из самых посещаемых городов мира
Сергей Агапов, 6 июня, 15:40
РИА «Воронеж» публикует вторую часть материала Сергея Агапова о пути воронежского зерна на берега Мраморного, Средиземного и Красного морей. В этой публикации мы расскажем, какую рыбку можно поймать со стамбульских мостов и как уберечь кошелек от лишних трат, оказавшись в мегаполисе, раскинувшемся одновременно и в Европе, и в Азии.
Ежедневно новый аэропорт Стамбула, один из самых крупных в мире, принимает десятки самолетов из России. Большинство – это рейсы из Москвы. В июне билет на одного человека туда-обратно в среднем стоит от 25 до 42 тыс. рублей в зависимости от наличия багажа и авиакомпании. Виза для посещения Турции гражданам России не требуется, достаточно загранпаспорта. От аэропорта, расположенного на берегу Черного моря, до Стамбула, раскинувшегося уже на побережье Мраморного моря, 40 км. Для неискушенных туристов эта поездка на такси может стоить так же, как билет на самолет в один конец. Официальная цена при трансфере в четырехзвездочные отели – в районе 75 долларов, но если вы выглядите на миллион – «сила удара» по вашему кошельку будет зависеть от фантазии таксиста. Надежный и бюджетный вариант добраться до центра города – это автобусы-экспрессы, отправляющиеся с минус второго этажа аэропорта. Цена билета до площади Таксим вместе с багажом – 204 турецкие лиры – это примерно 560 российских рублей. До Таксима следует экспресс №16. В автобусе работает кондиционер, есть даже автомат с прохладительными напитками – правда, купить водички и утолить жажду с российской картой у меня не получилось, турецкие банкноты аппарат тоже вернул. В общем, в моем конкретном случае автомат оказался бесполезным украшением салона. К сведению – в здании самого аэропорта бутылочка воды 0,5 л стоит около тысячи рублей, будьте готовы, что карты российских платежных систем в Турции не работают.
«Haydi, haydi (давай, давай)», – ненормативные размышления о влиянии мировых финансовых хитросплетений на мою жажду прервал зычный голос вежливого грузчика багажа у автобуса, который взял на себя одновременно и функции гида для туристов, не знающих Стамбул, и регулировщика движения, расчищающего дорогу автобусу от легковушек. Вот она, кровь османских мореплавателей, веками проводящих морские и сухопутные караваны у Босфора – даже при такой, казалось бы, незначительной должности манеры и осанка человека соответствовали рангу капитана океанского лайнера.
Кстати, о лайнерах и других кораблях – в районе Стамбула суда выстраиваются в очередь, чтобы по верному фарватеру пройти через Босфор. Как мы писали в предыдущей статье, только в конце мая турецкие порты приняли около 10 тыс. т воронежского нута, проса и чечевицы. Впрочем, движение по этой перегруженной морской трассе не мешает стамбульским рыбакам проводить свой досуг на мостах в центре города. Картина напомнила набережную Воронежского водохранилища у Чернавского моста, где традиционно рыбачат воронежцы. Разница, наверное, в том, что на крючок нашим землякам чаще попадаются лещ, окунь и плотва, а в заливе Золотой Рог, примыкающем к Босфору, можно поживиться анчоусами, сардинами, кефалью, килькой, барабулей и малым тунцом. Рыба, хоть и некрупная, есть – видел своими глазами. Стамбульский пенсионер, представившийся Реджепом, прошу не путать с его тезкой – президентом Турции, на ломаном английском рассказал о любви к кормильцу Босфору.
– Сколько себя помню, всегда рыбачил здесь, у Галатского моста. Мост уже несколько раз перестраивали, а я никуда не делся. Раньше продавал свежую рыбу прямо в кафе здесь на берегу, а сейчас прихожу сюда больше для удовольствия – о жизни, политике поговорить с друзьями, – рассказал мне Реджеп.
К слову, о политике – как ни пытайся ее обойти, а она все равно коснется. Лично я ощутил последствия попыток неких оппозиционных сил провести несанкционированную акцию протеста в Стамбуле после обеда 31 мая. На интервью с оптовым продавцом воронежских зерновых пришлось идти пешком в крутую гору к центральной улице Истикляль. Дело в том, что в целях безопасности центральные станции метро просто закрыли, а наплыв пассажиров из подземки в центре спровоцировал приличные пробки из такси и автобусов.
Поэтому, на мой взгляд, самым быстрым, романтичным и бесперебойным видом транспорта в Стамбуле являются прогулочные корабли. Один борт запросто принимает несколько сотен человек. Морские автобусы курсируют между основными пристанями мегаполиса. Приятный морской бриз и турецкий чай от палубных разносчиков еды – вот он, дух морских странствий, не то что газы выхлопных труб под нос. Билет на борт в пересчете на российскую валюту – 70 рублей. С пристани Кадыкей и вовсе можно сплавать на Принцевы острова в Мраморном море. Плыть минут 45, цена билета в одну сторону – 150 рублей. Для того чтобы не бегать по кассам или автоматам каждый раз, покупая билет, рекомендую на время пребывания в Стамбуле купить Истамбулкарт (ISTAMBULKART) – единую транспортную карту, действие которой распространяется как на автобусы, трамваи, метро, так и на корабли в районе Стамбула. Сумма в 1,5 тыс. рублей, в которую входит и стоимость самого пластикового изделия, одному человеку хватит, чтобы два дня колесить по Стамбулу на всех видах транспорта.
Принцевы острова – курортный уголок в прямой видимости мегаполиса. В отличие от известных россиянам Антальи и Аланьи – это не места для массового отдыха, и даже привычных туров сюда не продают. Здесь расположены виллы самих турецких граждан и небедных покупателей из-за рубежа. Некоторые дома можно снять в аренду, но, насколько я понял, на островах действует клубная система, и вход на немногочисленные пляжи предусмотрен только для членов клуба или за отдельную плату. На одном из них крупный молодой контролер из Средней Азии сказал мне, что вход – только для семейных пар и женщин, видимо европеек, которые загорают здесь топлес. Однако если у меня найдется лишних 50−100 долларов, он готов закрыть глаза на мое присутствие в этом небольшом уголке пляжной толерантности.
Принцевы острова – хорошее место для пеших и велосипедных прогулок.
Главное при путешествии на острова не только приплыть на них, но и успеть уплыть до темноты – пока курсируют морские автобусы. Причаливают каждые полтора-два часа. На обратном пути в Стамбул взор цепляет огромная стоянка новых авто в порту. Здесь грузятся суда – в том числе с русскими надписями на борту. Турция остается открытой для торговли, туризма и инвестиций российских граждан. А по экспертной оценке нашего стамбульского собеседника – крупного дистрибьютора воронежской сельхозпродукции за рубежом Тисера Альнасера, – в сфере продовольственной безопасности взаимодействие с Россией является единственной возможностью избежания голода для целого ряда стран Востока и Африки.