Воронеж иностранный. Венгр Герго Хорват – о терпеливых русских и тоске по паприке
Спецпроект РИА «Воронеж» – об иностранцах, живущих в регионе.
Анастасия Сарма, 24 января 2017, 15:02
РИА «Воронеж» начинает спецпроект «Воронеж иностранный». Герои проекта – иностранцы, которые живут, работают и учатся в регионе. Участники проекта поделятся своими наблюдениями о жизни в Воронеже. Взгляд со стороны – это возможность увидеть недостатки и достоинства, стать лучше и сделать Воронеж более интересным и гостеприимным.
Герой первого материала спецпроекта венгр Герго Хорват – профессиональный переводчик родом из старинного города Веспрем. Владеет английским и немецким языками, хорошо говорит по-русски. Герго попал в Воронеж, когда был волонтером и здесь нашел свое призвание, встретил любимую и создал семью. Венгр преподает немецкий язык в Воронежском педуниверситете, а также всем желающим – в лютеранской кирхе Святой Марии Магдалины.
«Длинный как "Война и мир"»
Мое знакомство с Россией началось с русской литературы. В школе мы читали «Евгения Онегина». Самостоятельно я прочел «Войну и мир». У венгров, кстати, есть такая шутка: длинный, как «Война и мир». Когда я учился на переводчика, то дополнительно к английскому и немецкому хотел изучить еще польский, финский или русский. Начал с русского и влюбился в язык с первого урока. Моими учителями в Венгрии стали друзья семьи – военный в отставке и его русская жена. Они не были профессиональными преподавателями, но рассказали о нюансах русской жизни, которые не узнаешь из учебников. Например, о том, что в России и Венгрии разные правила поведения в очередях. В Венгрии никто никогда не скажет: «Кто последний?». Просто встанет в край очереди. А если выходит из очереди, то вернувшись, встает в ее конец, а не внедряется в середину, как это бывает в России.
«Большие пространства пугали»
Я попал в Россию по программе Европейской волонтерской службы EVS (European Voluntary Service). Работы в EVS – самые разные. Например, мой знакомый, попавший в Исландию, помогал реставрировать старый корабль. Другой – помогал убирать мусор в Финляндии. А я в России помогал детям учить немецкий язык.
Впервые в Воронеже я оказался в декабре 2012-го, здесь было холодно и темно, но мне понравилось. Шаг за шагом изучал город. Поймал себя на мысли, что в России все большое – даже елка на площади Ленина. Большие пространства пугали. Воронеж не похож ни на один европейский город. Русские города вообще не похожи на европейские. За исключением Петербурга. Русские любят простор, это логично ведь у вас огромные территории. В Венгрии улицы очень узкие, а у вас – широкие и длинные. Меня удивило, что протяженность Ленинского проспекта – более 5 км.
В Воронеже мое любимое место – Петровский сквер. С точки зрения архитектуры мне очень нравятся Каменный мост, Адмиралтейская площадь и, конечно, храмы. Говорят, что католики любят роскошь. Но католические храмы по сравнению с православными намного скромнее, не говоря уже о реформаторских – с их аскетичными белыми стенами.
Мне нравится, что Воронеж активно застраивается – значит, город живет и развивается. Есть с чем сравнить – как-то раз я ездил в Волгоград. Хотя он значительно больше Воронежа, было ощущение, что время там остановилось: будто попал на 20-30 лет назад. Хоть бери камеру и фильм снимай.
«Чем больше машина – тем больше власти»
Миллионному Воронежу очень не хватает метро. Из дома на работу и обратно я езжу на автобусах. В Венгрии нет «газелек» и «пазиков» – только автобусы большой вместимости. У нас не принято останавливать транспорт взмахом руки, как у вас. Автобусы останавливаются только на остановке. Билет покупают заранее или у водителя. Поначалу я очень удивился, когда я увидел, что у вас деньги за проезд передают через других пассажиров – у нас так делать не принято.
У воронежских водителей маршруток такое лицо, как будто они хотят кого-то убить. Но позже я понял, что это ничего не значит. Да, ваши водители маршруток – довольно агрессивные, но опытные. В Венгрии, нет частного общественного транспорта, только – государственный. Поэтому водители автобусов не устраивают гонок, как это зачастую бывает здесь. По сравнению с Воронежем в моем родном городе Веспрем проезд на автобусе дорогой – около 60 рублей на ваши деньги. Безбилетников в Венгрии нещадно штрафуют. Контролеры поступают хитро: заходят в салон автобуса под видом обычных горожан, потом надевают специальную ленточку на рукав и начинают проверку.
В Венгрии за проезд на красный свет водитель платит очень большой штраф, а здесь меня сразу предупредили: когда переходишь дорогу по пешеходному переходу, будь очень осторожен – много воронежских водителей ездят на красный свет и никак за это не отвечают. В Воронеже много внедорожников весом 2-2,5 т. Насколько я знаю, тормозят они не так быстро, как обычные легковые машины. Именно поэтому пешеходам приходится быть более осторожными. Есть такой стереотип: чем больше машина – тем больше власти.
«Повсюду мусор»
Когда я только приехал в Воронеж, меня неприятно поразил валяющийся повсюду мусор. Я не понимаю, почему людям так сложно выбросить его в мусорный бак. Мне так нравится воронежское водохранилище – оно очень красивое, но захламлено. Не знаю, с чем это связано, но воронежцы почему-то не берегут свою природу и свой город. Хотя сдвиги в последнее время есть – недавно в районе, где я живу, появился контейнер для сбора пластиковых бутылок.
«Создать венгерский ресторан в Воронеже»
Мне пришелся по вкусу воронежский квас. В Венгрии кваса нет – это чисто славянский напиток. Самая западная страна, где можно попробовать квас, – Польша.
Перед приездом в Россию я попробовал русские блюда – лосося, пельмени, борщ. В Воронеже мне больше всего понравился холодный суп – окрошка. Забавно, что в Москве ее делают на сладком квасе, а здесь – на соленом. Мне нравится именно воронежская окрошка. Я люблю сладкое, но сладкая окрошка – это ужас!
У меня есть мечта – создать в Воронеже венгерский ресторан. Я умею готовить практически все венгерские блюда. Например, суп фезелек. Хотя моя жена считает его отвратительным. Фезелек можно делать из картошки, фасоли, гороха. Это очень густой суп с молоком или сметаной. Он похож на крем-суп, но это второе блюдо, которое можно есть с мясом или без. У нас есть и фруктовый суп, который также делается с молоком. Еще одно национальное венгерское блюдо – рыбный суп халасле (холас по-венгерски – рыбак, а ле – суп – РИА «Воронеж»). Халасле отличается от ухи – его можно делать из кусочков теста, похожих на спагетти. Еще одно наше национальное блюдо – не очень густой суп гуляш, дословный перевод – суп из говядины.
Лично мне в Воронеже не хватает венгерской паприки, без которой не обходится приготовление ни одного нашего национального блюда. Да, порошок паприки продается, но вкус у него совсем не такой, как у меня на родине. Самую вкусную и качественную паприку делают на юге Венгрии. Именно там растет специальный сорт перца. Пакеты с приправой у нас большие: 10-граммового – явно не хватило бы на приготовление одной кастрюли супа. Обычно туда добавляют минимум две столовые ложки паприки.
Зато воронежские торты из магазина намного вкуснее, чем в Венгрии. С домашней выпечкой – все наоборот.
На мою свадьбу мама приготовила пять видов тортов и десять – печенья. Такой сладкий стол для русского человека необычен. Национальные венгерские торты – «Эстерхази», «Захер», торты с фруктами, с йогуртом.
Водка и палинка
В России говорят, что за столом самое важное – это водка. Венгерский аналог водки – палинка. Это самогон, который делают из свежих фруктов – например, абрикосов или терна. Получается напиток крепостью от 40 до 65 градусов. Кроме того, в Венгрии любят гнать сливовый и грушевый самогон. В Воронеже самогон я еще ни разу не делал – нет аппарата. Кстати, в Венгрии крепкие спиртные напитки не принято закусывать.
В Венгрии популярен 40-градусный бальзам «Уникум», очень вкусный и полезный. Как ясно из названия – это уникальный напиток, его рецепт находится под большим секретом.
Венгерское вино продается в некоторых воронежских магазинах, но в Венгрии оно намного вкуснее. Я заметил, что русские любят полусладкое вино, а сам я люблю белое сухое. В Венгрии не делают красных полусладких вин – только красное сухое. А вот белое вино бывает и полусладким и сухим.
«Русские терпят до последнего»
У русских и венгров много общих пословиц. У вас: тише едешь – дальше будешь, у нас: чем медленнее ты идешь – тем дальше ты идешь. У вас: кто рано встает, тому Бог подает, у нас: рано встанешь – найдешь золото. Мы тоже верим в приметы: в черных кошек, в пятницу 13-е. Но у меня пятница, 13-е всегда была удачным днем: если иду на рыбалку, то обязательно – отличный улов – или двухкилограммовые щуки, карпы или 20-килограммовые толстолобики.
Себя я могу назвать русифицированным (обрусевшим) венгром. Думаю, самое точное слово, которое характеризует русских, – «потихоньку». А зачем спешить?.. Русские любят делать все медленно, без спешки. Они не помешаны на аккуратности, как немцы, и не маньяки работы, как японцы, которые работают-работают, а потом умирают, не успев толком пожить.
Венгры – народ свободный. Если нам не дают свободу, мы тут же делаем революцию. Русские же очень терпеливые. Они терпят до последнего. Излишнее терпение в русском характере мне и нравится, и не нравится одновременно. Иногда его слишком много.
Русские очень добрые. Это тоже черта восточного менталитета. Для нашего народа это тоже характерно. Как и у вас, в венгерских селах люди более добрые, чем в городах: когда их просишь помочь, они помогают. А если у тебя нет денег на ночлег, они приютят тебя бесплатно.
Знакомая немка рассказала, как попала в трудную ситуацию. В поезде проспала свою станцию. А поскольку в России расстояния между станциями огромные, девушка впала в панику. Но рядом с ней оказалась молодая русская семья, которая помогла ей – даже билет купила. Когда бы такое сделали незнакомые люди в Европе? Конечно, помогли бы, но никогда бы не купили билет. По-моему, это характерный случай, подтверждающий, что русские – добрые и щедрые.