Воронеж иностранный. Испанка – о Костенках, Никитинке и гопниках
Алисия Убеда Суарез снимает документальное кино о России.
Анастасия Сарма, 1 марта 2019, 14:00
РИА «Воронеж» продолжает публиковать монологи иностранцев, которые живут, работают или учатся в Воронежской области. Они делятся своими наблюдениями о жизни здесь. А взгляд со стороны – возможность увидеть недостатки и достоинства, чтобы сделать город интереснее и гостеприимнее.
В 2015 году испанская красавица Алисия Убеда Суарез целенаправленно приехала волонтером в археологический музей-заповедник Костенки, который находится в Хохольском районе Воронежской области. Девушка жила в летнем лагере и участвовала в раскопках.
Сейчас Алисия живет между Испанией и Воронежем. Она – художница и режиссер документального кино. Свою жизнь в археологическом лагере в Костенках девушка запечатлела в фильме-дневнике Sueño. А в Воронеже собирается снять фильм, в основе которого – диалоги с горожанами.
О России
– Мой родной город Ла-Корунья находится на океанском побережье на северо-западе Испании. Во мне намешана кровь разных народов – от кельтов и римлян до арабов. Все они жили на этой территории. Но я всегда романтизировала образ русских людей, потому что в порту встречала русских моряков и русские корабли.
Когда мне было 20 лет, я оказалась в Костенках, где в качестве волонтера участвовала в археологической экспедиции. Вместе со мной приехали японцы и чехи. Почему Костенки? Это прекрасная возможность бесплатно накопить опыт и интересно провести время.
С тех пор я вошла во вкус – начала исследовать Россию и путешествовать по разным городам. На мой взгляд, Россия – это страна, к которой возникает самая сильная эмоциональная привязанность. Но мое решение жить в России стало неприятным сюрпризом для родителей. С папой у меня по этому вопросу настоящая борьба. Однако я осознаю, что именно здесь я могу спокойно жить. В прошлом году я работала в школе иностранных языков, и это дало мне возможность скопить немного денег. Благодаря этому сейчас я могу сосредоточиться на искусстве.
О Воронеже
– Многие иностранцы восхищаются Санкт-Петербургом, но он не показался мне экзотичным, потому что напомнил Европу. Вот Москва заинтересовала меня больше. Я прожила там некоторое время, но, оказавшись в Воронеже, поняла, что это намного более аутентичный русский город.
Мое знакомство с Воронежем началось с ТРК «Арена», куда привезли меня и других волонтеров. Там все было таким ярким – мне показалось, что я оказалась в Латинской Америке! А на улице я увидела машину с гопниками, которые играли на гитаре испанскую музыку. О таком социальном феномене, как гопники, мне рассказал мой друг Иван. Признаюсь, я и сама часто фотографируюсь в шутку, сидя на корточках.
О снеге в Воронеже
– Первое время я никак не могла привыкнуть к снегу на тротуарах и часто из-за снежных препятствий опаздывала на работу. Но этой зимой я посмотрела на проблему по-другому: снег давал мне энергию – когда я пробиралась по сугробам и перепрыгивала то тут, то там, то чувствовала себя персонажем игры Super Mario Bros.
О ценах на продукты
– В Воронеже я покупаю продукты на рынке, иногда торгуясь. Многим кажется, что если ты приехал из Европы, то у тебя много денег. Но это не так.
Здесь я ем много традиционно русских блюд, но с индийскими специями. А вот испанских блюд готовлю мало: все, что нужно для их приготовления, в России очень дорого.
У вас многие базовые продукты (молоко, яйца) стоят столько же, сколько в Испании. Но зарплаты и покупательная способность у испанцев и русских разные. Средний испанец получает в четыре раза больше, чем русский. Но не надо забывать, что в Испании совсем другая рента и стоимость жилья – чуть ли не в четыре раза выше.
Об испанском вине
– Найти в Воронеже настоящее испанское вино невозможно. Если на бутылке написано, что вино произведено в Испании, вероятнее всего, это подделка. Меня позабавили названия таких вин – они очень смешные (например, «Бешеный бык»). Если вы когда-нибудь будете в Испании и захотите купить вино, советую вам заглянуть в сеть Mercadona, напоминающую ваши «Центрторг» и «ОКей». Там есть Vino De Cuento, которое переводится как «Сказочное вино», на этикетке нарисована Красная Шапочка.
О суровых русских библиотеках
– Мои любимые воронежские места – проспект Революции и арт-центр «Коммуна», где всегда есть чем заняться. Одни пьют кофе, другие смотрят выставки, третьи слушают лекции. Еще одно мое любимое место – клуб «Нигилист», куда я хожу потанцевать. Я предпочитаю ходить на дискотеку в одиночку – для меня это терапия.
А еще мне нравятся воронежские библиотеки. Я была в отделе иностранной литературы в Никитинской библиотеке. Там очень атмосферно. Правда, в испанских библиотеках ты свободен, а в русских нужно соблюдать тишину. Ты все время чувствуешь, что тебя кто-то контролирует.
Об архитектуре
– Я не могу судить о том, почему на воронежских улицах рядом со старинными зданиями рождаются современные «стекляшки». Но я нахожу такой контраст интересным. В этом есть определенная эстетика.
Об улыбке и вежливости
– Я уже интегрировалась в российскую действительность, но есть одна вещь, которая наводит на меня тоску. Когда ты идешь по улице и улыбаешься, прохожие, судя по выражению их лиц, думают: «А с ней все нормально?».
Иностранцев шокирует недостаток вежливости у людей, работающих в сфере услуг в России. Но для грубоватых продавщиц у меня есть обезоруживающее средство – вежливость и улыбка. Мне они неоднократно помогали. Я не верю, что невежливость – конкретно русский феномен: все зависит от человека.
Об искусстве и кино
– В Испании я окончила Мадридский университет Комплутенсе, где изучала искусство, историю кино, фотографию. В Дивногорье я познакомилась с современным воронежским искусством. Туда я попала по приглашению художника Сергея Горшкова. А в прошлом 2018 году я участвовала в перформансе на празднике «День замерзшего чернозема», где символизировала девушку-чернозем. Я была в черном гриме, одета в длинное черное платье со шлейфом. Не могу сказать, что современное искусство мне нравится больше классического, ведь классическое – это базис, без которого никакого современного искусства существовать бы не могло.
Сейчас в моей фильмографии две ленты. Одна из них – «День Победы», посвященная 9 Мая. Ее я демонстрировала на фестивале в Израиле. За второй фильм – Sueño (в переводе с испанского – сон, мечта) – я получила приз на кинофестивале в Казани. Это дневник о моем первом путешествии в Россию. Продолжительность ленты – 1,5 часа. Съемки проходили в Костенках, в Воронеже, Санкт-Петербурге и на русских кладбищах.
В своих фильмах я люблю искать прекрасное в том, где его еще никто не искал. Объект моего исследования – повседневная жизнь, именно в ней я ищу свою эстетику. Мне было бы интересно снять документалку о своих соседях в пятиэтажном доме. Это чудесные люди – алкоголики, которые слушают шансон и выбрасывают из окна вещи.
О новых проектах
– Моя главная задача сейчас – продолжать изучать русский язык. Это нужно не только для жизни, но и для того, чтобы сделать третью документальную ленту. Мой фильм будет представлять собой диалоги с воронежцами. Часть картины уже готова – съемки проходили на улицах Испании. То же самое я сделаю в Воронеже. Я провела параллели с фильмом Пьера Пазолини «Разговоры о любви». В нем режиссер брал интервью у прохожих на улице, спрашивал их о любви. Нечто подобное хочу сделать и я, но спрашивать буду о свободе, пиратстве, авторских правах. Когда спрашиваешь у испанца, что такое свобода, он фокусируется на том, что он может с ней сделать. А русские больше абстрактно размышляют о свободе, это не привязано к реальной жизни или конкретному действию.
О яркой внешности
– Бывает, что в России люди обращают внимание на мою яркую внешность и смотрят неодобрительно, но я в ответ тоже на них таращусь. Я одеваюсь не так, как одеваются испанки. Одежда для меня – тот атрибут, с помощью которого я выстраиваю дистанцию.
О тостах
– Меня поражают русские тосты. Испанцы в дружеской компании перед тем, как выпить, чокаются и говорят: «Пум», а русские тосты – это целые истории.
О сувенирах
– На родину из России я обычно привожу календари с Владимиром Путиным. Там его фотографии с голым торсом на рыбалке, с медведем и так далее. Европейцы находят очень забавным то, что ваш президент похож на рок-звезду.