Воронеж иностранный. Африканец Стевес Какпо – о русской зиме, любви к борщу и «Мурке»
Спецпроект РИА «Воронеж» об иностранцах, живущих в регионе.
Анастасия Сарма, 19 мая 2017, 20:00
РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Воронеж иностранный». Участники проекта – иностранцы, которые живут, работают и учатся в регионе. Они поделятся своими наблюдениями о жизни в Воронеже. Взгляд со стороны – это возможность увидеть недостатки и достоинства, сделать город более интересным и гостеприимным.
Герой очередного материала спецпроекта – африканец Стевес Какпо. Он работает музыкантом в одном из воронежских ресторанов и тамадой на свадьбах и днях рождения. В Воронеж он приехал на учебу 12 лет назад из западноафриканской республики Бенин. Закончил факультет журналистики ВГУ. Смелый студент ходил с гитарой по воронежским улицам и пел русские песни. Недавно к нему приехала невеста Приска. Влюбленные сыграли свадьбу. Стевес полюбил русскую зиму, шансон и борщ.
Путь на вторую родину
В республике Бенин я три года учился на факультете социологии и антропологии. Надо сказать, я со школы был лучшим по гуманитарным предметам – французскому языку, географии, истории. Преподаватели увидели во мне человека с ораторскими способностями и посоветовали поступать на факультет журналистики.
Я хотел поехать учиться во Францию, в город Лилль, даже туда поступил. Комиссия на родине, посмотрев на мои оценки, выделила мне грант на обучение. Я уже начал собирать вещи, но в последний момент меня обманули – грант отдали другому человеку за взятку. Меня предали, и я сильно обиделся. Но потом я победил в телевизионном конкурсе на государственном канале Бенина, где призом было бюджетное место на обучение в российском вузе – Воронежском государственном университете.
Старший брат еще в детстве говорил мне о великой державе – Советском Союзе. Он рассказал про снег и русскую зиму, и этот образ застрял в моей голове с детства. Снега я ни разу не видел и всю жизнь мечтал его просто потрогать. Мне было страшно ехать в Россию без знания языка, но ради знакомства с русской зимой я решился на такой шаг. В Воронеже я поступил на подготовительный факультет, где на отлично сдал русскую географию, историю России, литературу, грамматику. После этого поступил на факультет журналистики ВГУ, который закончил с отличием в 2010 году, став бакалавром. А в 2012 году я получил звание магистра. К сожалению, пока я не работаю журналистом, но очень надеюсь найти свою нишу.
«Зимой не одеваюсь»
Мне понравилась погода в России, а в зиму я вообще влюбился. Зимой я никогда не одеваюсь тепло, так как получаю удовольствие от холода. Помню, как-то раз, когда на улице было шесть градусов мороза, я вышел из дома в летней одежде. Для прохожих и пассажиров в автобусе это было шоу: на меня все смотрели, вытянув шеи, как жирафы.
Зимой мы с друзьями часто паримся в русской бане. С баней я познакомился только в Воронеже. Это впечатляет: когда паришься и становится очень жарко внутри, ты выбегаешь на улицу, где мороз в 15 градусов, становится так приятно. Мне нравится обтираться снегом. После бани чувствуешь себя крепким как огурец.
Улица, гитара, «Мурка»
Я приехал в Воронеж в такое время, когда многие люди в России были замкнуты и враждебно настроены к иностранцам. Как-то я зашел в гипермаркет, и на меня напали: ко мне подошел незнакомец и ударил в лицо, а потом убежал. Было еще несколько неприятных моментов, но я не стал держать на воронежцев обиду. Я решил не держаться в тени, а быть на виду. Я взял гитару и стал играть на улице: у цирка, на проспекте Революции. Увидев, как я с душой пою русские песни, люди начали относиться ко мне по-другому.
Самый яркий пример – случай, когда я исполнил на гитаре «Мурку». Ко мне подошел бритый парень и сказал: «Когда я увидел тебя издалека, решил побить. Но когда услышал, как ты здорово играешь «Мурку», я просто обалдел». Он сказал, что предупредит своих знакомых, чтобы они не трогали чернокожего, который ходит по городу с гитарой. Так я познакомился со многими скинхэдами. Они говорили мне: «Ты наш». Я думаю, если любой человек, оказавшийся в чужой культуре, будет относиться к людям с душой, все будет хорошо. Доброта не имеет национальности: если человек добрый, он будет заряжать позитивом всех остальных.
Песни, на которые вдохновила Россия
На своей родине мне удалось побывать только один раз – билеты очень дорогие. Конечно, я сильно скучаю по родителям и связываюсь с ними по скайпу. Когда был на родине, я записал свой альбом с 15 композициями на английском, французском и русском языках. Среди них – песни, на которые меня вдохновила жизнь в России.
Я назвал свой альбом «Трилогия», потому что в нем три направления песен, которые я посвятил Богу как верующий христианин. В этих песнях – мои философские взгляды. В Воронеже мне удалось снять четыре клипа. Здесь заинтересовались моей музыкальной деятельностью. Еще во время учебы в ВГУ московские и воронежские телеканалы сделали обо мне сюжеты. Меня заметили. Я получил рабочую визу и начал играть в ресторане.
«Не могу жить без борща»
В России я познакомился с русским борщом. Поначалу это блюдо показалось мне необычным, но очень аппетитным. Мне понравилась жареная картошка с овощами. Русская кулинария очень разнообразна. Многие мои земляки терпеть не могут русскую кухню, а мне она нравится. Борщ уже давно стал блюдом, без которого я не могу жить. Люблю салат оливье, он всегда на моем новогоднем столе.
Я сам очень люблю готовить. На родине моя мама всех детей – мальчиков и девочек – приучала к труду. Мама распределяла дежурства по кухне, и каждый из нас знал, в какой день он будет готовить, а в какой – трудиться по дому. Поэтому я научился готовить с детства. Африканская кухня такая же разнообразная, как русская. Основной наш продукт – кукуруза. Из нее готовится манек – основной ингредиент многих африканских блюд.
«В Воронеже импортные фрукты продаются недозревшими»
Основное направление сельского хозяйства на моей родине – это выращивание кокосов, манго, авокадо. Я никогда не забуду аромат спелых манго – его ощущаешь издалека. В Бенине есть факультет агрономии, где скрещивают разные виды фруктов. Получаются отличные продукты. Россия и Бенин могли бы наладить обмен сельхозпродуктами, и это было бы выгодно всем. Я знаю качество импортных фруктов, которые привозят в Россию из Турции и других стран. Увы, они не настоящие. Их везут недозревшими, а в процессе транспортировки они портятся. Раз в магазине ко мне подошли две женщины, которые собирались покупать авокадо, и спросили, хорошие ли плоды. Я сказал: «Нет». Недозревшие фрукты нельзя тут же употреблять в пищу. Их надо обернуть тканью и подержать в темноте двое суток. Пощупайте фрукты: если они стали мягкими, то их уже можно есть. Сам я покупаю в основном бананы, а вот ананасы, манго и авокадо – очень редко.
«Воронежу нужно больше парков»
Когда я приехал в Воронеж, то был разочарован – после Москвы и Санкт-Петербурга, город не радовал своим благоустройством. Мне очень не хватало здесь парков, фонтанов. Меня удивило и то, что в городе было очень мало многоэтажек и торговых центров. Теперь Воронеж растет ввысь и это очень хорошо.
Одно из моих любимых мест в городе – Адмиралтейская площадь. Меня вдохновляет корабль «Гото Предестинация». Возможно, именно там стоило бы сделать парк и подумать, как организовать в нем досуг воронежцев. Парки «Алые паруса» и «Динамо» – это отличные проекты. Их в Воронеже должно быть как можно больше.
Обидные для африканца слова
Я вижу, что во многих русских школах детей учат называть людей с темным цветом кожи «неграми». Но если вы изучали историю, вы поймете, что это очень обидное слово. Я считаю, что в школах нужно говорить об этом, делать уроки просвещения, чтобы сами учителя понимали, что слово «негр» имеет уничижительную оценку. Есть страны, в которых за слово «негр» можно схлопотать штраф, а порой доходит и до уголовного дела. Поэтому людей с темным цветом кожи правильно называть «африканец» или «чернокожий».