Воронеж 90-х. С чего начинали бизнес воронежские миллионеры
Падения и взлеты воронежских бизнесменов.
Елена Рузанова, 26 мая 2016, 22:03
РИА «Воронеж» продолжает ностальгический проект о знаковых явлениях 1990-х на основе материалов газеты «Воронежский курьер». Журналисты, работавшие в «Курьере» в «лихое» десятилетие, вспоминают о героях и злодеях, крупных ЧП и скандалах и дают им современную оценку. В четверг, 26 мая, темой спецпроекта стали истории известных воронежских предпринимателей – с чего начинался их бизнес и удалось ли им удержаться на плаву к 2016 году.
«Колокольный звон и чиновничий трезвон»
Директор известного завода по литью колоколов Валерий Анисимов после окончания Политеха занимался видеосъемкой и фотографией, а в 1987 году создал кооператив «Вера». Начинающий предприниматель мечтал сделать Воронеж колокольным центром России, планировал открыть музей старинных колоколов и школу звонарей. Бизнес раскачивался с трудом, были проблемы с покупкой меди.
«Сырья достать не мог. Скупал медь, как отходы, через магазин «Юный техник», и у всех, кто избавлялся от медных вещей. Однажды у пожилой семейной пары купил две тонны меди с городской свалки. Поэтому можно сказать, что первые колокола были «с миру по нитке». Из интервью Валерия Анисимова
Осенью 1994 года Анисимов получил «удар в спину». Его предприятие неожиданно решили выселить из здания на улице Кольцовская, 1, которое он арендовал у психоневрологического диспансера. Договор быть рассчитан на пять лет. До прихода Анисимова здание было заброшено: бомжи сожгли крышу и разобрали на костры полы. Валерий Анисимов отремонтировал дом, а чиновники заявили: плевать на договор, здесь будет устроена ночлежка для нищих и бездомных. Прошло почти четверть века, а ночлежки в Воронеже по-прежнему нет.
Но тогда Анисимов негодовал: разве можно вышвырнуть на улицу добросовестного арендатора? Он мечтал отлить колокола для восстанавливаемого в Москве Храма Христа Спасителя и даже на всякий случай заложил литейную яму для колокола весом 32 т. Но сложности не сломали предпринимателя. Анисимов продолжил свое дело в другом месте.
В итоге, минуя все трудности, Валерий Анисимов исполнил мечту – превратил Воронеж в колокольную столицу России. Проще сказать, где нет колоколов Анисимова, чем перечислить все храмы и монастыри, где они есть.
Молочные реки в картонных берегах
В начале 90-х «Воронежский курьер» не раз писал о пустых полках и очередях в продуктовых магазинах. Люди сметали в гастрономах любые товары. Особо дефицитными были молочные продукты. В 1995 году в Воронеже объем перерабатываемого в сутки молока снизился с 500 т до 180 т.
Половину от этого объема привозили в магазины в бидонах – на розлив, еще 37% – в стеклянных бутылках. Вдруг директор молочного комбината АО «Воронежский» Аркадий Пономарев начал выпускать молоко в необычной для того времени упаковке «Тетра Пак».
Больше всего воронежцев удивляло, что благодаря асептической технологии молоко в коробках могло храниться 120 суток. Это было революцией. В Воронеже к тому времени число пунктов приема стеклотары уменьшилось со 135 до 76. Более 7,5 млн бутылок скопилось у горожан в качестве «золотого запаса» в гаражах, подвалах и на балконах – а упаковку можно было легко выбросить в мусор.
«Я считаю мертвым цех, где нет машин «Тетра Пак», говорил Пономарев.
Аркадий Пономарев – выпускник воронежского технологического института. После вуза был главным инженером на молкомбинате в Тверской области, затем в Россоши и на ОАО «Молочный комбинат «Воронежский», гендиректором которого стал в 1992 году. Пономарев – доктор технических наук, отец четверых детей, основатель и главный владелец молочного холдинга, которому принадлежат заводы в разных городах и районах Воронежской области.
В 2013 году бизнесмен стал депутатом Госдумы. В 2015 году Пономарев заработал 34,2 млн рублей, его супруга – 159,8 млн рублей. У депутата 20 земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, четыре садовых участка, пять жилых домов, шесть квартир, три автомобиля, мотоцикл Harley-Davidson, по два квадроцикла, моторных лодки и прицепа.
Пономарев занял 49 место в топ-50 богатейших федеральных политиков.
«Пластмассовая от кутюр»
В 1997 году студенты ВГУ часто видели странного молодого человека. Он был в полукосмическом сиреневом сооружении комбинезонного типа, увенчанном серебристой кепочкой, из-под козырька которой поблескивали стекла очков и весенняя улыбка. Выпускник ВГУ Александр Махинов мечтал стать модельером, увлекался работами Бориса Валеджо и вел «тетрадь для мыслей». Он делал одежду для себя и близких по духу людей.
Махинов называл свои творения «настоящими солнечными зайчиками» и мечтал создать свою первую коллекцию, устроить ее показ в виде фантастического шоу.
«Это будет шок! В хорошем смысле этого слова. Человек должен быть ярок и светел, и для себя самого, и для других. Однообразная одежда не служит человеку, а довлеет над ним, диктуя эмоции, ощущения». Из интервью Александра Махинова
Махинову нравились Маша Цигаль, Андрей Шаров и Юдашкин. Журналистам 23-летний молодой человек признался, что, если бы не было подиума, он бы не знал, чем заниматься в жизни. Спустя 13 лет после выхода статьи в «Воронежском курьере» Александр Махинов стал модельером-дизайнером, основателем и креативным директором Mahinov Design Group, одним из авторов бренда Kugel. Его клиентами в разное время были Богдан Титомир, диджей Михаил Гребенщиков, группы «Фабрика», «Корни», «Волшебники двора» и еще десятки артистов. В интервью воронежским журналистам уже известный российский модельер Махинов признался, что выпускает серийную линию одежды в среднем ценовом сегменте. Про среднюю цену верится с трудом: по словам Махинова, его пальто стоит дороже брюк от Юдашкина.
«Полет на птичьих правах»
Директор воронежской авиакомпании «Полет» Анатолий Карпов родом из села Избище Семилукского района. По первому образованию педагог. Карпов основал авиакомпанию, которая вошла в историю как первый частный авиаперевозчик России. «Полет» долгое время занимался перевозкой грузов на Як-40, а в конце 90-х решил пойти дальше. Руководство приобрело четыре армейских «Руслана» и легкий украинский самолет «Бекас». Журналист «Воронежского курьера» Ольга Баранникова была одной из первых, кто опробовал новые самолеты «Полета». На борт гендиректор компании Анатолий Карпов взял Ольгу не простым пассажиром, а вторым пилотом.
«Меня усаживают в кресло второго пилота, пристегивают ремнем, на голову надевают наушники с микрофоном: «От винта», слышу голос техника, и вдруг диспетчер: «777-й, взлет разрешаю», – и я перехожу в распоряжение опытного пилота Анатолия Карпова. Набор высоты проходит незаметно. Вдруг Карпов поднимает обе руки: «Принимайте управление самолетом». Потеющей от ужаса ладонью обхватываю ручку управления, нажимаю вправо, влево, чуть вверх – это чудо, но самолет послушно отвечает моим движениям. На самом деле, Карпов и не думал уступать управление. Три круга, 12 минут полета, в груди невероятная пустота, в голове – осознание личного подвига».
В мае 1997 года Анатолий Карпов стал гендиректором «Аэрокосмической корпорации «Воздушный старт», в которую вошли авиакомпания «Полет», КБХА, ряд крупных авиакосмических предприятий России и Украины. Целью корпорации было создание системы выведения космических аппаратов весом до 4 т на низкие орбиты с использованием модифицированного самолета «Руслан». Самолет поднимал ракету в воздух и сбрасывал ее в районе экватора, а ракета, используя меньшее количество топлива, летела в космос. Доставка одного килограмма полезного груза на орбиту «Воздушным стартом» составила бы около 5 тыс. долларов, то есть в три раза дешевле обычного способа. Стоимость проекта оценивали в 125 млн. долларов.
Проблемы у Анатолия Карпова начались в 2003 году, когда главком ВВС потребовал оплатить аренду четырех «Русланов» (долг за каждый – 468 млн рублей плюс штрафы). Карпов заявил, что только ремонт каждого самолета и его модернизация для перевозки и запуска космических ракет по «Воздушному старту» обошлись корпорации в 12 млн долларов. Начавшиеся суды за 10 лет убили «Полет».
В декабре 2014 года Росавиация лишила «Полет» лицензий на пассажирские и грузовые авиаперевозки. Весной 2016 года суд признал авиакомпанию «Полет» и ее владельца Анатолия Карпова банкротами.