Воронеж 90-х. ПротиВАСТояние: как воронежцы отказались от «атомного» теплоснабжения
Федеральные власти пытались, но так и не смогли преодолеть «народное вето».
Лариса Карташова, 24 ноября 2016, 14:57
РИА «Воронеж» продолжает ностальгический спецпроект по материалам газеты «Воронежский курьер». В мае 1990-го на первом в России городском референдуме воронежцы проголосовали против строительства Воронежской атомной станции теплоснабжения (ВАСТ). Несмотря на это, федеральные власти еще на протяжении 10 лет пытались реанимировать «атомную» стройку.
ВАСТ – Воронежская атомная станция теплоснабжения в составе двух блоков мощностью 500 МВт каждый. Станция должна была покрыть существующий в Воронеже дефицит тепла: обеспечить 23% потребности города в тепле и горячей воде. Строительство станции, согласно распоряжению Совета министров СССР, началось в 1983 году. В апреле 1986-го произошла авария на Чернобыльской АЭС. Доверие к атомной энергетике подорвалось. В Воронежской области пострадавшими от техногенной катастрофы признали восемь районов. После референдума 1990-го, по итогам которого 96% воронежцев высказались против строительства ВАСТ, станцию законсервировали. На тот момент готовность объекта была примерно 65%.
«Над Воронежем чуть было не поставили эксперимент»
«ВК» не освещал ход референдума по ВАСТ. Первый в России городской референдум состоялся 15 мая, а первая в РФ независимая газета «Воронежский курьер» стала выходить с сентября 1990 года. Но журналисты «ВК», конечно, участвовали в голосовании.
В мае 1990-го я был еще студентом. Голосовал против ВАСТ, как и большинство воронежцев. Лично я не знаю ни одного человека, который бы высказался «за». Заранее было понятно, что в Воронеже не пройдет идея построить атомную станцию теплоснабжения. Дискуссии об этом шли несколько месяцев на разных площадках: в вузах, домах культуры, на площадях. Люди задавали вопросы, слушали ответы. Не было грязи, ругательств, оскорблений… Исход референдума во многом предопределила позиция воронежских ученых, особенно, физика-ядерщика из ВГУ Станислава Георгиевича Кадменского, который умеет объяснять сложные вещи доступным языком. Над миллионным городом чуть было не поставили эксперимент. Проект АСТ атомщики хотели продать в Китай. Но китайцы заявили, что купят проект только после того, как он будет апробирован. И АСТ решили построить в Воронеже. Если бы это произошло, Воронеж стал бы единственным городом в мире с двумя атомными станциями. Причем вторая – располагалась бы в городской черте.Герман Полтаев
журналист
Электроэнергию без особых потерь можно передавать на сотни километров, но для тепловой энергии (горячей воды) это невозможно. Соответственно АСТ должна находиться в городской черте. Как в интервью «ВК» пояснил профессор Станислав Кадменский, «в черте миллионного города собирались построить атомную станцию, не имеющую аналогов в мире, и не проходившую испытания в компоновочном варианте».
Федеральные власти не раз предпринимали попытку возобновить строительство ВАСТ: обсуждение темы в «ВК» растянулось на десятилетие.
Первый материал в «ВК» об атомной станции теплоснабжения вышел 12 октября 1990 года в виде ответа воронежских физиков-ядерщиков Кадменского, Вахтеля и Мехедова на публикацию в «Коммуне». Авторы «коммуновского» текста заявили, что «неподготовленный референдум по ВАСТ – крупная ошибка новых политических сил» и что если не принять «правильное» решение, то «дорогу в ХХI век будем освещать свечкой, купленной где-то в Южной Корее».
В опубликованном «ВК» ответе ученые заявили, что для покрытия дефицита тепла неразумно ориентироваться только на атомную энергетику, и предложили свой вариант предотвращения теплоэнергетического кризиса. В числе мер – реконструкция ТЭЦ-1 с увеличением мощности, сооружение шестого блока НВ АЭС и создание сети газовых котельных.
В ходе референдума воронежцы подавляющим большинством высказались за развитие теплоснабжения города на основе традиционных источников топлива – без использования Воронежской АСТ. Поэтому естественным было единогласное решение городского Совета депутатов о прекращении строительства ВАСТ. Реанимация темы не даст ничего кроме нового накала страстей. «Реанимация ВАСТ?»
«Дело - труба»
Спустя год и три месяца после референдума журналисты «ВК» отправились на ВАСТ: прошел слух, что станцию «втихую строят».
Чтобы добраться на самый верх здания реактора, корреспондент Михаил Вязовой преодолел 216 ступеней.
С высоты девятиэтажного здания – чудная панорама на водохранилище, слева багряный лес, вдали отчетливо виден Воронеж. Внизу, как на ладони, – творение рук человеческих: поросшая молодым леском электроподстанция, почти готовые (осталось вставить окна и выполнить отделку) инженерно-лабораторный и вспомогательный корпуса, столовая. Под открытым небом реакторный зал, на дне которого лежит 195-тонный корпус реактора. Рядом приземлился огромный армированный купол здания реактора – «тюбетейка». От серого бетона веет холодом и запущенностью». «На ВАСТе – тишина», Михаил Вязовой
На ВАСТ по-прежнему поступало оборудование – «по инерции» или в надежде на перемену в судьбе станции. «Мы должны быть готовы к завершению строительства ВАСТ. Больно видеть невостребованные сотни миллионов рублей. Это же не по-хозяйски бросить недостроенными даже вспомогательные помещения», – заявил корреспонденту «ВК» зам главного инженера Анатолий Сачков.
В 1996 году журналисты «ВК» решили выяснить, что же происходит с 20-километровой трубой, в «две нитки» тянущейся от ВАСТ: по ней тепло и горячая вода должны были поступать в Воронеж. Диаметр трубы – 1,2 м. Стоимость – 80 млрд неденоминированных рублей.
«Труба, идущая от законсервированного ВАСТа до Северного района мимо дачных участков на «ближних» и «дальних» садах, с начала 90-х несла на себе обширную переписку. В канун референдума по ВАСТ на ней появлялись надписи типа «Атом – смерть каждому дому». Позже политически грамотные дачники поминали на ней Горбачева, Ельцина, Зюганова. Особая, 13-миллиметровая, сталь терпела и это. Лозунги подсократились вместе с самой трубой». «Дело»: труба», Леонид Шифрин
Журналисты проехались на протяжении всей трубы: «По самым скромным подсчетам трубу подсократили на 3 км. Из них только 750 м взяли на нужды города. Еще 2,2 км делись неизвестно куда».
«Экскурсовод» по трубе Владимир Комаров, некогда проверявший рентгеном качество сварных швов на ней, рассказал журналистам подробности: «Вот это мастер резал, а это – непрофессионал. Видно, что воровал, оглядывался, торопился. На этом участке буквально за несколько дней отрезали 200 метров и увезли в одно из окрестных сел: многие дачники себе оттяпали метра по полтора – емкость для воды отличная получается».
«Порезанная» труба напоминает судьбу самой станции, где распродана большая часть объектов.
Под угрозой «заморозки»
В конце 1992 года глава правительства РФ Виктор Черномырдин подписал постановление о строительстве атомных станций в России, в их числе – ВАСТ. Об этом документе воронежская общественность узнала только спустя год и сразу заволновалась. «А как же быть с итогами референдума?» – задался вопросом «ВК».
Как написал обозреватель Анатолий Красноок в материале «Здесь ВАСТ не ждали…» в «ВК» от 7 декабря 1993 года, «ВАСТовское бытие оказалось сродни ситуации в Чернобыле: под внешне прочным «саркофагом» официального запрета на строительство продолжали тлеть надежды определенного контингента чиновников из Минатома и местных служб, связанных с теплоэнергоснабжением Воронежа, на реанимацию монстра».
С новой силой дискуссия вокруг ВАСТ развернулась в 1998-1999 годах, когда областные власти под давлением Минатомэнерго, вышли в муниципальный Совет Воронежа с предложением возобновить строительство атомной станции теплоснабжения. В частности, губернатор Иван Шабанов попросил депутатов принять «мужское решение». В горсовете постановили, что окончательное решение примут после проведения опроса населения или референдума. В мэрии заявили, что денег на референдум нет.
В Воронеж зачастили представители Минатомэнерго. Агитировали за «безопасную станцию», пугали воронежцев энергетическим кризисом и требовали решительного «да» или «нет». Демократы устраивали митинги.
«ВК» опубликовал открытое письмо общественных организаций против ВАСТ. На страницах газеты возобновилась дискуссия, в которой участвовали инженеры, изобретатели, депутаты. «ВАСТановлению не подлежит!», «Власть голосует за ВАСТ, но не за нас», «ВАСТавшая из ада» – заголовки публикаций говорят сами за себя.
Представители власти города и области утверждают, что не могут обеспечить достойную жизнь жителям Воронежа – в части теплоснабжения и, видимо, горячей воды без ВАСТ. Так как во всех других регионах РФ руководители таких ультиматумов не выдвигают, то, может, как говорится в старом анекдоте, надо менять оборудование, а не персонал? Нужно грамотное и честное исследование, а не политическая трескотня и угрозы заморозить один Воронеж во всей России. «Для ВАСТ метод «научного тыка» не годится», инженер, участник Великой Отечественной войны Нисон Найхин
По мнению экспертов, если бы второй референдум состоялся, он бы повторил результаты первого. Это подтверждают итоги опросов Института общественного мнения Qualitas. На вопрос «Если бы референдум о строительстве ВАСТ состоялся сегодня, как бы Вы проголосовали?» безусловное большинство стабильно выбирало «против».
!function(e,t,n,s){var i="InfogramEmbeds",o=e.getElementsByTagName(t),d=o[0],a=/^http:/.test(e.location)?"http:":"https:";if(/^\/{2}/.test(s)&&(s=a+s),window[i]&&window[i].initialized)window[i].process&&window[i].process();else if(!e.getElementById(n)){var r=e.createElement(t);r.async=1,r.id=n,r.src=s,d.parentNode.insertBefore(r,d)}}(document,"script","infogram-async","//e.infogr.am/js/dist/embed-loader-min.js"); Create bar chartsГерман Полтаев
журналист
Аквацентр на ВАСТ
Четверть века минуло после референдума и консервации ВАСТ, иногда горожане вспоминают о самом известном воронежском недострое. На станцию периодически проникают блогеры и диггеры, щедро выкладывая фото в интернет.
В июле 2013 года на ВАСТ побывал известный книгоиздатель из Франции, коллекционер произведений современного искусства Пьер Броше. Он предложил использовать здание станции под крупный культурный проект.
Интересные идеи по поводу ВАСТ есть у молодых. Выпускница ВГАСУ-2016 Мария Слюсарева разработала проект реновации территории ВАСТ. Архитектор предложила создать на заброшенной станции аква- и скалолазный центры.
Однако проекты пока остаются проектами.