Воронеж 90-х. Как встретили Луиса Альберто и Кашпировского

Визиты самых знаковых персон десятилетия – в ретро-проекте РИА «Воронеж».

Светлана Тарасова, 17 марта 2016, 11:50

Андрей Архипов

РИА «Воронеж» продолжает ностальгический проект о знаковых явлениях 1990-х на основе материалов газеты «Воронежский курьер». Журналисты, работавшие в «Курьере» в «лихое» десятилетие, вспоминают о героях и злодеях, крупных ЧП и скандалах и дают им современную оценку.

Из Мексики с приветом

В начале 90-х бразильские и мексиканские сериалы «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», «Секрет Тропиканки» собирали у экранов даже тех, кто ругал мыльные оперы. Воронежцы переживали, радовались за главных героев и искренне любили их. Красивые люди, пляжи, вечное лето и душераздирающие истории любви были отдушиной.

«Богатые тоже плачут» появились в России в 1991 году. Вероника Кастро играла дерзкую служанку Марианну. Ее роман с богатым хозяином дома Луисом Альберто стал главной темой на воронежских остановках, в очередях и на кухнях. Были случаи, когда российских мальчиков называли Луисом.

Накануне Нового 1993-го года актер Рохелио Гера, исполнивший роль Луиса Альберто, приехал в Воронеж. Программа его выступлений в городе была расписана по минутам, но корреспондентам «Курьера» удалось поймать звезду и задать ему несколько вопросов.

«Открылась дверь, из 16 вагона 26 поезда, прибывшего на вокзал в 9.06 стали выносить сумки. – Раз, два…на 26 чемодане счет оборвался. В вагонный проход напряженно вглядывались немногочисленные встречающие. Но в человеке с надвинутым чуть ли не до носа капюшоном никто не узнавал Луиса Альберто, с которым было так много пережито. – Ну же, это он, похлопаем! – призвал организатор визита. Человек в капюшоне поднял голову, и наконец-то стало ясно, кому нужно дарить заготовленный букет. Рохелио Герро робко улыбался и доброжелательно оглядывал собравшихся на перроне. Но продюсер прервал созерцание командой: «К машине!». Блестящие «Вольво» уже распахнули свои двери, обещая безнадежно увести от нас Рохелио, но тут его взгляд был благосклонно брошен на наш диктофон, и маленькое интервью состоялось. – Рохелио, вы побывали уже в шести русских городах с гастролями. Ваше самое сильное впечатление? После длинного перевода – короткий, как выстрел ответ: – Снег…»

За четыре часа до начала концерта моя коллега Вера Большакова и я взяли интервью у переводчицы Наташи, месяц сопровождавшей Рохелио в российском турне. Она пожаловалась, что билеты на Рохелио в Воронеже очень дешевые – 250 рублей, а перед концертом можно было купить и вовсе за 100. При этом в остальных городах билеты разлетались в три раза дороже.

На сцену «Юбилейного» актер вышел в сияющем белоснежном пиджаке. Большинство вопросов из зала касались отношений Герро с партнершей по сериалу: «Рохелио, почему ты не женился на Марианне? Почему вы приехали не вместе?». Актер пытался шутить и призывал не путать его с экранным героем, но народ все равно путал. Наконец, официальная часть завершилась. Рохелио ненадолго покинул публику и вернулся уже без пиджака, в обозначивших умилительное брюшко подтяжках.

И это стало откровением для публики, ведь она рассчитывала увидеть красавчика Луиса Альберто мужчиной прекрасным во всех отношениях, как в кино. Кто же тогда знал, что сериал «Богатые тоже плачут» начали снимать в 1979 году, когда Рохелио Герро было 43 года, а в Воронеж он приехал уже в 56-летнем возрасте?

 
Фото — Андрей Архипов 

«Спаситель» под ареной цирка

В 1993 году Минздрав России запретил массовые сеансы Анатолия Кашпировского, Аллана Чумака и других психотерапевтов. А до этого пять лет Россия находилась, как под массовым гипнозом. Люди засыпали под монотонный голос из телевизора: «Ваше тело расслаблено, руки тяжелеют...». Когда Аллан Чумак пассами рук «заряжал» кремы и воду, воронежцы ставили баночки перед телеэкранами.

 
Фото — Виталий Грасс

Анатолий Кашпировский выступил в Воронеже под ареной цирка 19 ноября 1992 года.

«Кашпировский опоздал на свое выступление на 40 минут. Он вышел в зал в черном, как мессир Воланд. Толпа захлопала, кто-то зарыдал. На вопрос «почему опоздали», Анатолий Михайлович ответил, что задержался намеренно, чтобы проверить культурный уровень воронежцев. Уровень его не удовлетворил. Но, оказывается, сеанс идет уже давно, о чем подозревать мы уже не могли. И тут Анатолий Михайлович начал свой знаменитый целебный монолог. Интеллектуальным общением, на которое он претендовал, это можно было назвать с большой натяжкой. Сделав белый обзор мировой психотерапии от Калиостро до Зигмунда Фрейда, Кашпировский сказал, что одежды врача-психотерапевта для него малы, как детские пеленки. В зале заплакал ребенок. У доктора на детский крик оказалась аллергия. Младенца изгоняли всем залом. Кстати, попросили удалиться и душевно больных». 

Далее Кашпировский рассказал о своих зарубежных поездках. Восемь раз он был в Америке, объездил «вдоль и поперек» Израиль, четыре раза посетил Германию и везде пользовался огромным успехом. Похвалился, что в Польше его сеансы транслирует еженедельно.

«К микрофону попросили исцеленных. Первая выздоровевшая попыталась поблагодарить доктора лично, перелезла через барьер, но ее вернули бдительные телохранители. Желающих поблагодарить оказалось в достатке; еще больше жалующихся, но их обрывали безжалостно. В одной из присланных целителю записок упомянули о некоем ожидаемом всеми «Спасителе». «Какой еще нужен спаситель, кроме того, который за час излечивает миллионы? – скромно ответил врач. – Истина – наш спаситель». Апогеем стал психотерапевтический сеанс. Музыка погрузила народ в оцепенение. Зал с закрытыми глазами, мотающимися головами, рыдающий и смеющийся, был похож на психиатрическую больницу, в которой 25 лет проработал доктор Кашпировский».

 
Фото — Виталий Грасс

Сейчас Кашпировский живет в Америке. Он изредка наведывается на Украину, где у него есть квартира. У Кашпировского по-прежнему много поклонников по всему миру. Они искренне верят: если приложить фотографию гуру к больному месту – вылечишься. И вроде бы даже есть примеры исцеления. Известно, что гуру психотерапии прячет сына. Мальчик с детства носит другую фамилию, и отец пресекает любые попытки журналистов найти его наследника.

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир»

Это сейчас концерты Андрея Макаревича отменяются один за другим по всей стране. Организаторы ссылаются либо на технические трудности, либо на низкий интерес зрителей. После выступлений на Донбассе лидер группы «Машина времени» нажил себе врагов, многие от него отвернулись.

А в 90-е Макаревич был не просто модным, а супертрендовым. Старшеклассник или студент не считался достойным внимания, если не знал наизусть песен «Машины времени». Их переписывали в гостях с кассеты на кассету, часами слушали сквозь шуршащие звуки пленки. Попасть на концерт Макаревича было счастьем, а уж взять интервью – тем более. Журналистам «Курьера» это удалось в марте 1991-го. Леонид Шифрин и Герман Полтаев в полуторачасовом перерыве между концертами задали музыканту свои вопросы в раздевалке дворца спорта «Юбилейный».

 
Фото — Андрей Архипов

Незадолго до интервью охранники грубо расправились с поклонницами Макаревича. Две девушки подошли слишком близко к сцене, «вышибалы» их скрутили и выволокли из зала. В знак протеста «Машина» ушла со сцены. Конфликт немедленно был исчерпан, охранители порядка растворились в переходах «Юбилейного», «Машина» вернулась. Концерт продолжался, но настроение испортилось.

– Как избежать подобных инцидентов? – спросили курьеровцы.

– Все дело в психологии стражей порядка. Они получают зарплату, и ее нужно как-то оправдывать. Вот они и стараются. Там же, где мне удается поговорить с ними, таких вещей не происходит…

– В какое время вы хотели бы отправиться на машине времени?

– Да куда угодно, лишь бы подальше отсюда.

– И все-таки – вперед или назад?

– Вперед – страшновато. Кто его знает, что там. Конец XIX – начало XX века. Туда.

– Кто из политических лидеров нашей страны последнего времени вам наиболее симпатичен?

– Никто.

«Он встал и пошел к своим ребятам: невысокий человек в белой рубашке. Человек, окруженный необыкновенными даже по нашим временам славой и популярностью, большой поэт и хороший музыкант, обаятельный Андрей Макаревич. Но он устал, и ему до всего этого не было никакого дела».

«Мы начинаем КВН»

В 90-х фестивали команд «Клуба веселых и находчивых» проводились ежегодно в разных городах России. В январе 1993 года организацию доверили Воронежу. В город приехали 40 команд из 35 городов. И, конечно, прибыл отец КВНа – Александр Масляков. Сюжет для Центрального телевидения об открытии фестиваля снимали в парке «Алые паруса» 6 января. В Воронеже совсем не было снега, а по сюжету он требовался. Телевизионщики сделали осадки из шампуня и пожарной техники.

Фото — Андрей Архипов

В интервью «Курьеру» Александр Масляков рассказал, что автором фестиваля выступили воронежские КВНщики. Также телеведущий признался, что у него есть свои любимые команды, но названия не озвучил.

– Поговаривают, что на команды КВН работают профессиональные юмористы. Например, на одесситов Жванецкий. Правда ли?

– Никогда в жизни Жванецкий на «джентльменов» не работал. Это из серии легенд. У меня есть другие сведения, что те, кого вы называете профессиональными юмористами, тырят шутки у команд КВН.

– Команды получают какие-то деньги за выступления?

– Какие деньги? Нет! Спасибо хоть тем людям, которые помогают командам оплачивать проезд команд на игры.

 
Фото — Андрей Архипов
На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.