Воронеж 90-х. Как встретили Эллу Памфилову и Григория Явлинского

Визиты самых знаковых политиков десятилетия – в ретро-проекте РИА «Воронеж».

Светлана Тарасова, 31 марта 2016, 16:49

Андрей Архипов

РИА «Воронеж» продолжает ностальгический проект о знаковых явлениях 1990-х на основе материалов газеты «Воронежский курьер». Журналисты, работавшие в «Курьере» в «лихое» десятилетие, вспоминают о героях и злодеях, крупных ЧП и политических деятелях тех лет и дают им современную оценку. В четверг, 31 марта, темой спецпроекта стали приезжавшие в Воронеж крупные политики и их суждения из интервью курьеровцам.

В начале 90-х воронежцы стали глубоко политизированными. Привычная единая партийная система сменилась многопартийной – ряды коммунистов разбавили национал-патриоты, демократы, либералы. Появилось целое поколение ярких политиков, которые ездили по стране и разговаривали с народом. Кто-то из них до сих пор активен, кто-то ушел в забвение.

«Земляки, держитесь!»

Уроженец Каширского района Воронежской области Альберт Макашов прославился антисемитскими лозунгами, которые произносил с самых высоких трибун. В 90-е годы это имело успех и обеспечило генерал-полковнику политическую карьеру. Кто-то называл его отважным, кто-то – одиозным. В 1991 году Макашов баллотировался на пост президента, в октябре 1993 года руководил обороной здания Верховного Совета РФ, известного как «Расстрел Белого дома». После подавления мятежа Макашова арестовали, затем отпустили. А незадолго до этого генерал приезжал в Воронеж.

 
 

В сентябре 1993 года на Дне города журналисты «Курьера» неожиданно встретили Макашова в Петровском сквере. Политик стоял в толпе выпускников разных лет суворовского училища. Некоторые фамильярно похлопывали его по плечу и называли Аликом. Журналисты не смогли пройти мимо. Оказалось, что в столицу Черноземья генерал приехал специально на 50-летний юбилей суворовского училища, которое закончил в 1957 году. Решил повидать старых друзей.

«…За ночь отмахал 950 километров и только что прибыл в Воронеж. Заметить еще толком ничего не успел. Вижу только толпы людей. – Раньше было веселее? – Нам, суворовцам, было очень весело. Мы проводили спартакиады. Что запомнилось больше всего – это очень красивые девчата. – Сейчас они стали менее красивыми? – Мне трудно об этом судить. Хотя я еще не совсем старик, но до перестройки, по-моему, они были самые красивые. Перестройка наложила на них определенный отпечаток. Они стали выглядеть хуже, да и вообще стал хуже выглядеть весь народ. Перестройка уничтожает наше прошлое и будущее…Еще два-три года – и все пропьют, и вы еще будете ходить с протянутой рукой. – И кто же нас спасет? – Да никто! Мы спасемся сами. Я верю, что это скоро все закончится, придет нормальное настоящее патриотическое правительство, которое не будет набивать себе карманы, а будет любить свою Родину и свой народ. Потом он взял ручку и написал воронежцам свое пожелание: «Земляки – держитесь. Ельцин придет и уйдет, государство и история останутся!»

Сейчас 77-летний пенсионер Альберт Макашов живет в Самарской области. Пытался вернуться в большую политику, но безуспешно.

Первая женщина-министр

Элла Памфилова – одна из немногих политиков из 90-х, кто до сих пор пользуется уважением многих россиян. С 28 марта 2016 года Памфилова возглавила Центральную избирательную комиссию страны.

Элла Памфилова приезжала в Воронеж в должности министра социальной защиты населения в сентябре 1993 года. Тогда она была первым и единственным женщиной-министром в федеральном правительстве. В Воронеже проходило республиканское совещание-семинар работников органов соцзащиты, где журналистам «ВК» удалось взять у Эллы Памфиловой интервью.

– Каковы первоочередные задачи вашего министерства? – Изменить принцип нашей работы, потому что все социальные проблемы, свалившиеся на нас вместе с созданием министерства, не позволяли до сих пор работать на профилактику социальных бед. Пока нам приходилось ликвидировать последствия тяжелого переходного периода. Сегодня 80% средств семьи уходят на питание, то есть, по сравнению с недавним прошлым, меняется структура потребления. – Насколько остро сейчас в России стоит проблема безработицы? – Понятие бедности у нас несколько сложнее, чем в других странах. Нам есть что терять. В России сейчас достаточно высокий образовательный уровень безработных – к примеру, 70% женщин-безработных имеют высшее образование. У нас за чертой бедности оказывались многие бюджетники, представители технической и творческой интеллигенции. Этой категории людей особенно трудно адаптироваться в нынешней ситуации. Сейчас в стране идет эпидемия самоубийств молодых отцов, имеющих несколько детей, многие спиваются. То есть налицо социальная деградация наиболее трудоспособной части населения».

«Наш милый Шурик»

Александр Руцкой в 1991-1993 годах был первым и последним вице-президентом России, в 1996-2000 годах – губернатором Курской области. Со своей должности Руцкой ушел со скандалом, по суду и с формулировкой «использование служебного положения». Он уехал в Москву, где живет и сейчас. Из политики Руцкой давно ушел, занимается бизнесом – работает председателем совета директоров крупнейшего в России цементного завода, построенного в Воронежской области.

Руцкой служил в Воронежской области с 1971 по 1977 год. В Борисоглебском высшем военном авиационном училище имени Чкалова он занимал должность летчика-инструктора, командира авиационного звена, замкомандира авиационной эскадрильи.

 
 

В июле 1992 года Руцкой приехал в училище уже как второе лицо государства. Вот как об этом писал «Курьер»:

«У Руцкого пружинистая походка, отменная выправка. Он – весь в движении. Бодр. Одет в модный двубортный костюм. Среди встречающих сразу узнал знакомых, бывших сослуживцев. Кругом все родное. Здесь Руцкой прослужил семь лет. Говорят, деятельным был офицером, «горел» на общественной работе. Журналисты (а их собралось много) тут как тут. Посыпались вопросы. Колючие. – 19-20 августа вы были вместе с президентом. Если бы, не дай бог, такое повторилось, стали бы сейчас рядом с ним? – Проще всего найти виновного. Сложнее что-то конкретно сделать, – прозвучал ответ. По выражению лица журналиста, задававшего вопрос видно – не удовлетворен. Руцкой продолжает: – Сейчас все ясно. Возобновим «Сельский час». А то на телевидении круглые сутки рвутся струны. Или еще – как эта игра называется?.. «Поле чудес?» Остров какой-то Лим-по-по! Как снежный ком растет толпа. К Руцкому пробилась пожилая женщина. Он обнял старушку. – Я постеснялась бы. Да вот привезли меня на аркане, – сказала она. – А вы все такой же симпатичный, улыбчивый, простой, доступный. Мы все зовем вас: наш милый Шурик…»

Жириновский на комбинате

Бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский – один из немногих политических лидеров 90-х, который не только не утратил с тех пор своих позиций, но и укрепил их. Известный своим провокационным поведением он всегда привлекал большое внимание.

 
 

В июне 1994 года Жириновский приехал на встречу с избирателями на Новолипецкий металлургический комбинат. Интерес к политику был настолько велик, что журналисты «ВК» поехали в соседний областной центр.

«…Охранники, выскочившие из подошедших иномарок, окружили плотным кольцом Владимира Жириновского и препроводили его в душный актовый зальчик Новолипецкого металлургического комбината. Так началось общение лидера ЛДПР с представителями одного из крупнейших предприятий России. Правда, промасленных роб в зале почти не было (в основном «белые воротнички»). Лишь один рабочий в спецовке дотошно выпытывал у Владимира Вольфовича его концепцию по национальному вопросу».

Лидер крупнейшей фракции Госдумы вел встречу темпераментно, легко угадывая, что в данный момент хочет слышать аудитория. Так, оратор заметил, что 60 лдэпээровцев в Думе – капля в море, надо бы эту цифру довести до 300, а еще лучше – самому стать президентом. После встречи журналистам «ВК» удалось взять у Жириновского короткое интервью:

– Владимир Вольфович, вы говорили, что россияне пока еще политически неграмотны. Не потому ли ЛДПР получила 25% голосов на выборах в Госдуме? – Часть народа еще не изучила политическую культуру. В целом все (и те, кто голосовал за «Выбор России», и за коммунистов, и за аграриев) не готовы к новой политической ситуации. Это означает необходимость выбора определенной политической партии, вступление в нее и активную партийную работу. За рубежом это семейная традиция: дедушка голосовал за консерваторов, его сыновья – за них же, потом – его внуки. Они будут поддерживать эту партию из поколения в поколение. Пока восприятие наших людей строится на личностях. Гайдар повысил цены – значит, голосуем против него, Жириновский сказал что-то хорошее – значит, «за». В любой стране партий три-пять, а у нас – 30-50. Разве люди могут в этом разобраться? То есть не в том смысле, что они дураки, а в том, что не имеют достаточной политической грамотности. Вот пройдет пять-шесть аналогичных выборов, в течение 15-20 лет – появятся традиции и вкус к какой-то партии, приверженность к ней.

Жириновский, по мнению журналистов «Курьера», был на той встрече сдержан, даже деликатен. От него ждали чего-то большего, а прошло все буднично и скучновато.

На последних выборах в Госдуму в 2011 году партия Жириновского заняла четвертое место с 11,67% голосов избирателей, получив таким образом 56 мандатов в парламенте.

Григорий Явлинский

Григорий Явлинский в 1993 году создал партию «Яблоко», которая стала «оппозицией и коммунистам, и захватившей власть ельцинской бюрократии». Партия «Яблоко» была выразителем дум либеральной демократии. Явлинский выступал против распада СССР и был против бесплатной приватизации, отстаивал свободу слова. В Воронеж политик приезжал много раз, в июне 1994 года журналистам «Курьера» удалось взять у него интервью:

– Григорий Алексеевич, как с момента выборов в Думу изменилась политическая ситуация в стране? Не похож ли новый представительный орган на бывший Верховный Совет? – Решение о разгоне Верховного Совета было само по себе очень тяжелым для России. И форма, в которой это было сделано, привела к тому, что новый законодательный орган стал не менее консервативным и агрессивным, чем прежний Верховный Совет. Это еще раз подтвердило правило: использование силовых методов в конечном счете еще больше обостряет ситуацию. Дума сейчас все же более-менее настроена на работу. Что же касается политической ситуации, то она как была нестабильной, такой и осталась. – С чего, на ваш взгляд, нужно начинать оздоровление экономики? – У меня сложилось впечатление, что экономическая программа не нужна правительству, потому что она вроде как бы уже выполнена. А наша экономика сейчас не настолько больная, скорее, – никакая. Она еще полностью не ушла от прежнего состояния, а до принципиально нового не дошла. Поэтому самым главным на сегодня, по-моему, является решение следующих вопросов. Во-первых, прояснение отношений к собственности, то есть надо четко определиться – что кому принадлежит. Во-вторых, государство должно активно защищать эту собственность. Далее – чрезвычайно важно проведение на государственном уровне целенаправленной бюджетной политики. Бюджет должен ориентироваться на реформы, а в нем отражены такие проблемы, как начинающаяся безработица, банкротство, реконструкция предприятий, развитие приоритетных отраслей, ограничение инфляции и постоянный контроль за ней, земельная реформа, открытие рынков бывших республик СССР. Короче говоря, экономика должна стать управляемой. Одними денежно-кредитными механизмами, предложенными Гайдаром, с моей точки зрения, ничего не решишь.

 
 

На последних выборах в Госдуму партия «Яблоко» не преодолела семипроцентного барьера и не прошла в парламент. Григорий Явлинский выразил намерение баллотироваться на пост президента в 2018 году.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.