Воронеж 90-х. Деноминация: как воронежцы перестали быть миллионерами
Накануне денежной реформы цены на хлеб исчислялись в тысячах рублей.
Лариса Карташова, 26 октября 2016, 15:27
РИА «Воронеж» продолжает ностальгический спецпроект по материалам газеты «Воронежский курьер». Частично потерявшие сбережения сначала в результате «срочного» обмена 50- и 100-рублевых купюр в 1991 году, а потом из-за гиперинфляции, воронежцы с недоверием отнеслись к новому проекту правительства РФ – деноминации. Денежная реформа стартовала 1 января 1998 года и обошлась без серьезных потрясений.
Деноминация (от лат. denominátio — «переименование») – изменение стоимости денег после гиперинфляции с целью стабилизации валюты и упрощения расчетов.
«Предела росту цен нет»
В 1992 году цены взлетели в 26 раз (годовая инфляция – 2600%), в 1993-м – в 10 раз (840%). Понятия «галопирующая инфляция» и «гиперинфляция» прочно вошли в обиход россиян. Гиперинфляция, объясняли экономисты, – это когда очень много денег охотятся за очень малым количеством товара. Во многих магазинах цены фиксировали в условных единицах (у.е.), тождественных доллару.
К 1996 году ситуацию с ценами удалось стабилизировать (инфляция – до 21,8% в год), но у населения на руках уже было много обесцененной наличности. Расчет даже в продуктовых магазинах вели в тысячах и десятках тысяч рублей.
В февральском номере «Курьера» в 1997 году экономист Виктор Голиков проанализировал прошлогоднюю ценовую ситуацию.
За 1996 год особенно резко повысились цены на строительно-монтажные работы – в 1,7 раза, платные услуги населению – в 1,6 раза. Предела росту цен нет. Известно, что прежнее областное руководство (губернатор Александр Ковалев – РИА «Воронеж») регулировало розничные цены на некоторые продукты питания: хлеб, молоко, детское питание, что вовсе не мешало им расти, а области оставаться самой дорогой в Черноземье. В. Голиков, «Повышение цен не решило никакой экономической проблемы»
В 1997 году, накануне деноминации, обладминистрация установила предельную цену на буханку хлеба из ржаной и пшеничной муки в 2,3 тыс. рублей. В июне 1997-го стоимость набора из 25 основных продуктов питания составляла 226 тыс. рублей. Минимальная пенсия – 70 тыс. рублей плюс компенсационная выплата от 80 до 150 тыс. Стоимость обучения на журфаке – 4 млн рублей в год. Один квадратный метр жилья в Воронеже – 2-3,5 млн рублей. Курс доллара – в районе 5,6-5,9 тыс. рублей.
«Надоело быть миллионерами»
Указ президента Бориса Ельцина «Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен» вышел 4 августа 1997 года. Старт обменным операциям объявили 1 января 1998-го. Коэффициент деноминации – 1000:1, то есть один новый рубль соответствовал 1000 старых.
Первая реакция «Курьера» на сообщение о деноминации была негативной: с учетом опыта 1991 года, когда в ходе так называемой «павловской реформы» людям отвели три дня на обмен денег, многие, частично или полностью, потеряли накопления.
Несмотря на утечку мозгов, мы, конечно, отнимать нули научимся быстро. Но если мне в обменном пункте скажут, что не могут обменять мою тысячу на новый рубль за неимением последнего, лично я не удивлюсь. А. Стольник, «Нули можно отрезать и не с той стороны»
Как только власти объявили о деноминации, сразу нашлись желающие нагреть на этом руки. Мошенница забрала у старой женщины более 1 млн «похоронных» рублей.
4 августа в селе Елизаветовка Павловского района в дом к 84-летней старушке пришла незнакомая энергичная женщина и заявила, что поможет обменять старые рубли на новые. Бабушка, всю жизнь прожившая в стране, где по телевизору говорили одно, а на деле проходило другое, охотно доверилась мошеннице и отдала ей всю свою наличность 1 млн 250 тыс. рублей. Женщина взяла деньги и скрылась. «Деноминация с экспроприацией»
С конца августа 1997-го в СМИ разворачивается просветительская кампания по предстоящему «обнулению» дензнаков. В материале «В Россию возвращаются копейка и твердый рубль» журналисты вспомнили последние денежные реформы в России – в частности, реформу 1991 года, затеянную министром финансов СССР Павловым, когда в одночасье ограбленными оказались «и те, кто копил на квартиры, машины, и деревенские старушки, десятилетиями собиравшие деньги на похороны». Вспомнили и хрущевскую реформу с «тотальным округлением копеек, в результате чего цены на товары повседневного спроса существенно выросли».
По поводу деноминации-1998 «Курьер» отмечал, что впервые в российской истории власть предупредила граждан о грядущем обмене денег за пять месяцев до его начала.
Что бы ни говорили критики предстоящей деноминации, большинству россиян надоело быть миллионерами. Старикам – потому что так легко запутаться в магазине или на рынке в обвальном количестве «нулей». Молодым – потому что при сложных покупках и расчетах зашкаливали и выходили из строя калькуляторы. К тому же в крови у каждого из нас ностальгия по «тяжелому» и твердому рублю. А еще по копеечке, которая, как известно, рубль бережет. С 1 января 1998 года они вернутся уже вдвоем, в паре. Александр Михалев, «В Россию возвращается копейка и твердый рубль».
В октябрьском номере «Курьер» в материале «Денежная реформа как признак стабилизации» опубликовал подборку мнений политиков и экономистов о деноминации. Эксперты объясняли, зачем нужно снимать «гирьки в виде трех нулей». По словам первого вице-премьера правительства РФ Бориса Немцова, нули не имеют смысла: «В России валовый продукт считается уже не в триллионах, а в квадриллионах рублей». Экономист Михаил Делягин заявил, что «деноминация приведет к восстановлению традиционной денежной системы с рублем и копейкой, ассоциирующихся у большинства граждан с нормальной, благополучной жизнью».
За десять дней до начала деноминации, 20 декабря 1997 года, «Курьер» сообщил, что в области вовсю идет пересчет пенсий и пособий: «Областной комитет по ценам начинает систематическое наблюдение за уровнем цен и тарифов на социально значимые товары и услуги».
По центральным телеканалам показывали ролики с известными артистами, убеждавшими население не бояться деноминации. Однако несмотря на заверения властей в благополучном исходе реформы, воронежцы все же пытались уменьшить возможные риски. Как рассказала на страницах «Курьера» директор института общественного мнения «Квалитас» Нелли Романович, люди подстраховывались вслепую: «Кто-то срочно покупал дорогие вещи, провоцируя взлет предновогодних цен, где-то на вес скупали старую мелочь».
«Рубли превратились в копейки»
В первом номере 1998 года журналисты «Воронежского курьера» рассказали, как стартовала деноминация в областном центре. Чтобы не было ажиотажа, население заранее оповестили, что на протяжении 1998 года в обороте сохранятся старые и новые деньги.
День перед рождеством. Деноминация денежных знаков вступила в свои права. И это не чудо, а реальность, которую можно увидеть, взять в руки и даже понюхать. Новые деньги вошли в оборот. Ольга Дымова, «Копейка снова рубль бережет»
В банках журналистам рассказали об увеличении числа приходных операций: клиенты открывали вклады, сдавая в кассу старые деньги, а также интересовались, как им пересчитали набежавшие проценты по вкладам и как деноминировали остатки на сберкнижках. Обошлось без претензий и скандалов. Рубли превратились в копейки: 10 рублей – в 1 копейку, 100 рублей – в 10 копеек, тысяча – в 1 рубль.
«Курьеровцы» прошлись «с ревизией» по магазинам.
Ни от старых, ни от новых денег никто не отказывается. Но продавцы и кассиры переживают, что путаница в монетах и банкнотах нам все-таки грозит. Особенно, когда они перемешиваются у нас в кошельках и карманах. «А нам – по нулям»
В Семилуках некоторым работникам зарплату выдали 50-копеечными монетами, и люди «стеснялись делать солидные покупки на эти деньги».
Пожалуй, на этом сюрпризы деноминации закончились. В следующий раз о деноминации вспомнили 20 августа 1998 – в связи с разразившимся дефолтом. А потом все о ней дружно забыли, не до того стало: кризис взял за горло.
Помню, моя первая трактовка необходимости деноминации российской валюты была такой: на старых рублях нули рисовать уже некогда, а делать это, судя по состоянию экономики, придется. Но неизбежное было только отсрочено. Вместо инфляции – тотальные неплатежи, задержки зарплат, пенсий и соцвыплат. Вместо увеличения денежной массы – последовательное ее сокращение. «Жизнь бьет ключом, и все по голове»
Тему деноминации в 1998 году «Курьер» завершил в номере от 22 декабря объявлением: «С 1 января 1999 года на территории РФ прекращается обращение денег старого образца. При этом они будут обмениваться до 2002 года без ограничений сумм».