Воронеж 90-х. «Черный август»: как горожане пережили дефолт
О падении рубля и кризисе 1998 года – в ретро-проекте РИА «Воронеж».
Елена Рузанова, 17 августа 2016, 16:06
РИА «Воронеж» продолжает ностальгический спецпроект по материалам газеты «Воронежский курьер». В среду, 17 августа, исполняется ровно 18 лет после объявления дефолта в России. Журналисты вспоминают, как в августе 1998 года воронежцы бросились закрывать рублевые банковские вклады, скупать доллары, куриные окорока и гречку, в момент подорожавшую на 80%. Продавцы не успевали менять старые ценники на новые. Первый постсоветский экономический кризис поставил людей на грань выживания – только в областном центре долги по зарплате составили 1 млрд рублей.
Долларовый скачок
Воронежцы не сразу поняли, что именно произошло 17 августа 1998 года, когда Россия, будучи не в состоянии платить по долгам, объявила дефолт. Уже с 19 августа ЦБ РФ ввел предельный уровень отклонения курсов покупки и продажи валюты – 15%. О нарушениях предлагалось сообщать на «горячую линию» в главное управление ЦБ РФ по Воронежской области. Покупателям предлагали жаловаться в Госналогинспекцию на торговцев, завышающих цены на товары первой необходимости. Доллар, стоивший в начале августа 6 рублей, начал стремительно дорожать и в конце месяца вплотную подобрался к «психологической отметке» 10.
Журналисты «Воронежского курьера» зафиксировали самое начало долларово-продуктового ажиотажа.
Обменные пункты закрыты. Рядом – длинные очереди. Люди готовы покупать «зеленые» по любому курсу. О 15-процентной вилке между покупкой и продажей валюты никто и не вспоминает. В ювелирном магазине «Рубин» от покупателей нет отбоя. Магазины, торгующие импортной техникой, закрыты «по техническим причинам». Обзвонил оптовиков: неделю назад они повысили цены на импорт на 12%, сейчас и на заграничные, и на отечественные товары – на 80%. Центробанк приостановил операции с валютой, большинство банков на грани краха. И поделом. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие промышленности, многие из них занимались спекулятивными операциями на рынке ценных бумаг. Вагиф Султанов «Рожденный ползать летать не может»
Воронеж накрыл вал краж. Бухгалтер понесла 64 тыс. рублей в банк, чтобы обменять на доллары. По пути ее избили двое мужчин и отобрали деньги. Ограбили 27-летнего предпринимателя, который купил 1,4 тыс. долларов и поехал на машине в другой валютный пункт, чтобы обменять еще 32 тыс. рублей. По дороге автомобиль сломался. Пока мужчина смотрел двигатель, из салона украли все деньги. У 35-летнего военнослужащего из квартиры вынесли 8 тыс. долларов.
Закрылись магазины импортной техники
Панические настроения подстегивали сообщения о банках. Первым прекратил выплаты по валютным вкладам «СБС-Агро». Одни банки выдавали только рублевые вклады, другие записывали в очередь или по смешному курсу переводили валютные накопления в рубли («долларов нет»), третьи вместо денег предлагали клиентам справку.
Торговцы золотом подняли цены на 30%. Лихорадит товарный рынок. Но прослойка тех, у кого были накопления, не так велика в Воронеже. Остальным воронежцам импортные товары не по карману. Хоть по новым ценам, хоть по старым. Именно низкая платежеспособность населения и удерживает торговцев от радикального повышения цен. Василий Смольянов «Московское время повышать цены»
К 22 августа курьеровцы констатировали, что «в финансовых и административных кругах Воронежа все еще невозможно добиться сколь-нибудь внятных комментариев к событиям на валютном и товарном рынках и хоть каких-нибудь прогнозов».
Институт общественного мнения «Квалитас» провел опрос воронежцев, сколько, по их мнению, будет стоить доллар к 1 января 1999 года? Более 20% опрошенных ответили, что свыше 10 рублей, еще 30,7% затруднились с ответом. «Либо не знают, чего ждать, либо не ждут ничего хорошего», – прокомментировал тогда ситуацию политический обозреватель «Воронежского курьера» Герман Полтаев.
«Черт его знает, что будет, но ничего хорошего – точно», – растерянно говорят в трубку директора предприятий. Тотальные неплатежи, безумная задержка зарплат, пенсий, всевозможных страховых выплат. Рынок на введение плавающего курса рубля откликнулся незамедлительно: закрылись многие магазины импортной техники, подорожали некоторые сорта сигарет, в два раза – рис и гречка. Крупные оптовые базы Воронежа – «Алладин», «ЛМ», «Воронежрыба» – подняли цены на импортные продукты на 20%. Больше других подорожали куриные окорочка, говяжья и свиная печень. Анатолий Красноок «Жизнь бьет рублем, и все по голове»
Ельцина – в отставку!
Профсоюзные лидеры предприятий Воронежа отправили телеграмму президенту Борису Ельцину, требуя его немедленной отставки: «Пусть к управлению страной придут другие люди».
«Пусть, – прокомментировал это обращение в «Воронежском курьере» политический обозреватель Герман Полтаев. – Только где гарантии, что они будут лучше?».
Постановление обладминистрации «О мерах по выходу Воронежской области из чрезвычайной ситуации по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы» вышло 19 августа. Но в Воронеже уже начались забастовки. Рабочие станкостроительного завода, отказавшиеся работать из-за долгов по зарплате, пикетировали проходную. Пригрозили забастовкой актеры драматического и оперного театров, месяцами не видевшие зарплаты (в среднем – около 300 рублей).
«Налоговые недоимки за I полугодие 1998 года выросли в два раза – до 424,5 млн рублей. Администрация области просит Думу с 1 сентября ввести мораторий на предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям. Финуправление вводит режим чрезвычайного финансирования», – сообщил «Воронежский курьер» 20 августа в заметке «Время Ч».
На 12 августа 1998 года в числе самых крупных должников оказались Нововоронежская АЭС – 205 млн рублей, мехзавод – 201 млн рублей, авиазавод – 145 млн, вагоноремонтный завод – 63 млн, шинный – 54 млн. При этом ежемесячная пенсионная потребность региона составляла 290 млн рублей. Задолженность по пенсиям нарастала как снежный ком.
Новый учебный год в области начался с забастовки учителей школ №1 и №2 Каменки. Педагоги не получили отпускных и полгода не видели зарплату. Вместо денег учителям предложили муку и сахар.
Бастующих поддержали учителя 16 школ Каменского района, а 2 сентября не вышли на уроки педагоги 30 школ Эртиля, Хохла, Новохоперского района и Нововоронежа. Из-за финансового кризиса к сроку не открылись пять школ Воронежа. В 60% учреждений ремонты делали школьные бригады, в остальных строители работали в долг.
Из 95 млн рублей, запланированных на капремонт школ, получено только 5 млн. В Борисоглебском районе к учебному году готовы девять школ из 20, в Верхнехавском – 12 из 29, в Грибановском – 10 из 33. Но главная проблема – уголь. На зиму муниципальным образовательным учреждениям необходимо 140 тыс. т угля, а заготовлено лишь 18%. Из 630 тыс. т областным школам – ни килограмма… В городе чрезвычайная ситуация по зарплатам – долг почти 1 млрд рублей. Евгения Лежанина «Школы просят угля»
Телячья туша под памятником Ленину
Губернатор Иван Шабанов ввел в Воронежской области госрегулирование цен на товары и продукты повседневного спроса с 1 сентября 1998 года. К постановлению прилагался прейскурант из 17 наименований, в их числе стиральный порошок, мыло, сигареты. Губернатор потребовал, чтобы говядину продавали по 17 рублей за 1 кг, кур – по 16 рублей, муку – по 2. Подсолнечное масло разрешали реализовать по 8-10 рублей за 1 л, сахар – от 3,5 до 4,5 рублей за 1 кг. Госторгинспекция устраивала рейды – за завышение цен продавцов штрафовали на сумму до 100 минимальных оплат труда.
«Легче этот магазин закрыть», – жалуется продавец Людмила Л., обвесившая покупателя на 7,4 рубля
В Воронеже на площади Ленина по субботам – ярмарки с дешевой сельхозпродукцией. Под памятником Ильичу рубили телячью тушу – всего 13 рублей за кило. Слух резало хрюканье поросят – 20 рублей за кило живого веса, кудахтанье кур – 5,5 рубля. «Выручайте! Сахар по 4 рубля, а дают мешок на пятерых! Пятым будешь? За помощь плачу 5 рублей», – бежит ко мне мужичок. Зазывала приглашает проверить ловкость на ярмарочном столбе. Призы по нынешним временам солидные: батон колбасы, селедка, бутылка шампанского, водка. Даже древние старушки штурмуют столб, одну усадили в люльку подъемного крана – так ей хотелось приз! Андрей Черваков «Ценные товары – по низким ценам»
Если 15 августа 1998 года официальный курс рубля к доллару был 6,3, то к 1 октября уже – 15,9.