Война и любовь длиною в 72 года. Жительнице Воронежской области Татьяне Гридневой исполняется 100 лет
Ее супругу – 95 лет
Ирина Каверина, 15 ноября, 10:00
В воробьевском селе Никольское 1-е столетний юбилей 17 ноября отметит коренная жительница Татьяна Гриднева. За праздничным столом соберется вся ее многочисленная родня – дети, внуки, правнуки, сестры, племянники.
Татьяна Савельевна родилась и выросла в селе Никольское 1-е. И хотя в молодости ей пришлось поездить по стране, всю жизнь она прожила, можно сказать, в родном селе. Здесь героиня публикации встретила свою вторую половинку – Михаила Гриднева, здесь у них родились дети. Пожив вместе 72 года, супруги понимают, что истинная любовь послана небесами и это подлинное счастье.
Мечтала стать бухгалтером
Татьяна Савельевна – из многодетной семьи, она была самой старшей среди девяти детей. На сегодняшний день в живых остались, кроме нее, две сестры – 1941 и 1947 годов рождения.
– В 1940-м я окончила семилетнюю школу, училась очень хорошо, поэтому мне вручили табель с отличными оценками и похвальную грамоту, – рассказала Татьяна Савельевна. – После школы мечтала учиться на бухгалтера, очень хорошо мне давались такие предметы, как арифметика и физика. Взяла документы и поехала поступать в Бутурлиновский техникум, но там меня не приняли, так как было мне всего 15 лет. Вернулась домой, отец попросил директора школы, что бы я еще год проучилась в последнем классе, чтобы не забыть математику. В 1941 году снова съездила в Бутурлиновку, отвезла документы, меня приняли. Но спустя пару дней объявили войну, какая уж тут учеба.
В начале августа 1941-го в семье родился седьмой ребенок, а в конце августа отца призвали на фронт.
Татьяне было почти 17 лет, ей пришлось работать и помогать маме воспитывать младших детей. Жили в маленьком ветхом домишке по сути, в одной комнате, в которой умещались печь, кровать и стол. На печи спали трое детей, остальные – на земляном полу, на кровати – мама с малышом. Печь топить было нечем, отец не успел заготовить ни дров на зиму, ни корма для коровы. Татьяна устроилась в колхоз ухаживать за маленькими телятами. Понемногу таскала с работы солому, на которой ночью спали, а утром ею же протапливали печь. Коридор, его еще называют в деревне сенцы, был такой хлипкий, что зимой при сильном ветре снег задувало даже в дом. Как-то жили, выживали.
В 1944 году отец с тяжелым ранением вернулся с фронта. В госпитале его долго лечили, но так и не смогли поставить на ноги.
– Помню, два санитара привезли его на носилках и сказали: «Вам надо, вы и выхаживайте своего отца», – вспомнила долгожительница. – А как выхаживать? Ничего же не было. Приходилось у ветеринаров выпрашивать лекарства для животных – мази для заживления раны и таблетки от температуры.
Татьяна Савельевна говорит, что после войны стало еще труднее – голод был страшный, ели траву и желуди.
– Мама ходила пешком почти за 100 км в город Урюпинск за солью, – объяснила пенсионерка. – Стакан соли там стоил 200 рублей, даже не знаю, где она деньги брала, отец получал за инвалидность рублей шестнадцать, а мама пенсию получала 12 рублей.
Героиня публикации завербовалась на работу в Кемеровскую область на стройку. Была бригадиром, строила жилые дома. Рабочие тогда все делали вручную – разгружали кирпичи и камни, замешивали цементный раствор и другое. Молодые девчонки работали наравне с парнями – мужчин после войны было намного меньше, чем женщин.
– Работа была очень тяжелой, – продолжила Татьяна Савельевна. – Думала денег подзаработать, а не получилось, платили мало, выдавали талоны, на которые можно было купить продукты, отрез ткани или какое-нибудь платье. Поэтому через два года вернулась домой. В родном колхозе работала разнорабочей, а летом делегацию из села отправляли на торфоразработки, это была сезонная работа.
Своя семья
Осенью 1952 года между Татьяной Савельевной и Михаилом Ивановичем вспыхнула любовь. Молодые люди знали друг друга и раньше – жили в одном селе. Он из простой крестьянской семьи: отец погиб на фронте, мать, две сестры и брат. Стали жить вместе у ее родителей, потом расписались. Так как домик был совсем маленький, супруги решили уехать на заработки. Завербовались в город Камышин Волгоградской области на стройку.
– Там нас подселили в комнату к другой семье с детьми, которые были тоже из нашего села, – поведала Татьяна Гриднева. – Мужчина был инвалидом, на войне потерял ногу. Очень хороший человек, был нам за отца, всегда помогал советом, поддерживал. Прожили там почти год, нам дали однокомнатную квартиру, в которой надо было делать капитальный ремонт. Но мужу пришла повестка в армию, забрали на три года. Я в то время была уже беременная, родители сказали: «Приезжай домой, одной там будет трудно».
В декабре 1953 года Татьяна Гриднева родила сына Николая. Спустя примерно полтора года муж Татьяны приходил в отпуск, повидаться с семьей. В 1956-м в семье родился второй сын, Александр. После возвращения со службы Михаил Иванович не захотел никуда уезжать на заработки из родного села. Супруги устроились работать в колхоз, мама Татьяны смотрела за детьми. Семья росла, а жить было негде, еле умещались в ветхом домишке у родителей. Супруги решили строиться. Днем работали, а по вечерам и по ночам ездили в лес, заготавливали бревна. Трудились не один год, и все вдвоем, помогать было совсем некому, родители - пенсионеры, отец - инвалид, на костылях только по дому еле-еле передвигался. Поставили сруб, потом постепенно достраивали дом, в который вошли в 1964 году уже с четырьмя детьми. За годы стойки в семье в 1958-м родилась дочь Мария, а в 1961-м – сын Виктор.
Работа в колхозе – под запретом
Дети росли, Татьяна Савельевна продолжала работать в колхозе – летом в поле, зимой ухаживала за телятами. В какой-то момент у нее начали отказывать ноги. Женщина обратилась в больницу, прошла обследование, врачи вынесли вердикт: перейти на легкий труд, не поднимать тяжести, нельзя долго пребывать на солнце и много ходить.
– Работа в колхозе стала для меня под запретом, – рассказала пенсионерка. – Я расстроилась, до пенсии далеко, четверо детей. Как жить дальше? В селе построили медпункт, я попросилась туда на работу санитаркой. Трудилась там добросовестно 11 лет. А потом передо мной стал выбор: или уходить на пенсию, или продолжать работать. Я решила уйти.
Находясь на пенсии, Татьяна Савельевна с мужем держали немалое хозяйство: корову, птицу, огромный сад, огород. Завели коз, героиня публикации вязала пуховые платки и продавала, чтобы был хоть какой-то дополнительный заработок, ведь пенсия была совсем мизерная, а детей надо было одеть, обуть и накормить.
Трое сыновей и дочь выросли достойными людьми, создали свои семьи. Самое важное, что привили супруги Гридневы своим детям, – любовь к родным и уважение к старшим. И хотя Татьяна Савельевна и Михаил Иванович сейчас живут одни в огромном доме, построенном своими руками, они не чувствуют себя одинокими, потому что каждый день к ним приходит сын со снохой, каждую неделю приезжают дети, которые живут в другом городе, а также частенько навещают племянники и другие родственники. У пенсионеров восемь внуков и десять правнуков
– Мы очень дружные, – сказала пенсионерка. – Если кто-то из нашей родни празднует юбилей или какое-то важное событие, то мы, несмотря ни на что, с подарками едем поздравлять, даже если это другой город и очень далеко. Хотя сейчас мы уже никуда дальше двора не выходим, да и то летом, а зимой с дедушкой только по дому передвигаемся.
В воскресенье, 17 ноября, в доме Гридневых состоится веселый, дружный праздник, который готовят близкие юбилярши. За огромным столом в большой комнате соберется вся родня, будут звучать поздравления, песни и частушки. Кстати, Татьяна Савельевна по жизни живет с песней, она женщина с юмором, частушки даются ей особенно хорошо. Михаил Иванович от нее не отстает:
– Мне еще 95 лет, я молодой, – смеется он.
Рассказывая о себе, героиня публикации все время мысленно возвращалась во времена своей молодости – о том времени она вспоминает со слезами на глазах. Михаил Иванович внимательно слушал ее рассказ и, стараясь не перебивать, благодарил свою ненаглядную за совместно прожитые годы.
– В нашей жизни было все: и разногласия, и недопонимание, но мы старались быстро прийти к общему мнению, – сказали супруги. – Мы научились уважать друг друга. А самое главное – быть вместе и в горе, и в радости.
Их поколение вынесло на себе такие испытания, что волей-неволей получило закалку на всю жизнь. Они умеют любить, радоваться простым вещам и ценить жизнь.