«Война без врага». Кому воронежские психологи бесплатно помогают в пандемию
В областном центре работает горячая линия
Галина Саубанова, 2 декабря 2020, 17:00
В Воронеже психологи-волонтеры организовали горячую линию по телефону 2 100 756 и поддерживают жителей региона в самые острые периоды коронавирусной пандемии. Волонтеры рассказали корреспонденту РИА «Воронеж», кто чаще всего звонит, что беспокоит «клиентов» и как специалисты могут помочь им по телефону.
Кто и как помогает звонящим?
Горячая линия бесплатной психологической помощи появилась в начале марта 2020 года и действовала до конца июля. С началом второй волны пандемии команда возобновила работу. Теперь это колл-центр психологической помощи «РОСТ», который принимает звонки ежедневно с 9:00 до 21:00 без перерыва.
Колл-центр действует при поддержке Фонда президентских грантов. В частности, средства фонда направлены на техническое оснащение команды – закупку телефонных аппаратов и гарнитур. Весной горячую линию психологической помощи поддерживали и бизнес, и государственные организации. Выделенную линию средства связи помог организовать в качестве спонсорской помощи один из предпринимателей, а саму связь помог подключить МФЦ.
В проекте участвуют десять психологов, их помощь для людей бесплатна. Часть команды колл-центра – студенты факультета философии и психологии ВГУ, которые работают на линии под руководством опытных психологов.
Находится дело и для тех волонтеров, которые не дежурят на телефоне. Например, второкурсница ВГУ Руби Белькамель родом из Туниса еще не освоила в совершенстве русский язык, но ей поручили работу с документами.
– Хочется быть полезной в это непростое время. К тому же здесь работают люди, у которых есть чему поучиться, – поделилась Руби.
Звонки анонимные, ограничений по возрасту нет.
– Вторая волна пандемии оказалась более жесткой, чем первая. К растерянности, страху и отторжению у многих людей добавились более глубокие и затяжные переживания. На линию звонят люди «в состоянии кипящего чайника». А задача психологов – снять с чайника крышку и выпустить пар, – рассказала руководитель проекта и директор Комплексного психологического центра «РОСТ» Виктория Квасова.
Конечно, по телефону специалист не может глубоко работать с психологическими проблемами. Его задача здесь другая: снизить степень тревожности, ведь люди звонят, как правило, в крайней степени волнения. В спокойном состоянии человек сам может найти выход из своей ситуации или принять решение обратиться к специалистам для серьезной терапии.
– У нас есть методики и инструменты, которые мы можем использовать, работая по телефону. В том числе научить дыхательной гимнастике, упражнениям на снижение тревожности. Но если человек находится в тяжелом состоянии, в сильном беспокойстве или депрессии, мы советуем лично обратиться к врачу, – поделилась психолог «РОСТа» Алла Латынцева.
С какими проблемами обращаются на горячую линию?
Горе
Весной мало у кого знакомые болели COVID-19. Сейчас переболели многие, к тому же участились известия о смертях от коронавируса. И если в первую волну пандемии люди больше волновались из-за снижения доходов, лишения работы, страха заразиться, то теперь у некоторых появилась боль утраты от потери близких. Напряжения добавляет общий фон неопределенности и постоянно меняющиеся правила, к которым люди не успевают привыкнуть.
– Даже если умер малознакомый человек, которого ты видел пару раз в жизни, это усугубляет всеобщее чувство горя, не каждый может с этим справиться. Важно с кем-то это горе разделить. Сейчас оно переживается внутри каждого человека, внутри семьи, коллектива. Но через несколько месяцев напряжение может выйти наружу в виде желания кого-то наказать, найти, кто виноват. Это может быть и сосед, который заразил кого-то, и пассажир маршрутки без маски, и государство, чиновники. Наш колл-центр не только помогает людям справиться со своими чувствами, но и дает пищу для рекомендаций, с учетом которых власти могли бы выстраивать свои действия, – отметила гештальт-терапевт Татьяна Шкред.
Страхи, стрессы и одиночество
В первую волну количество звонков на телефон доверия доходило до 600 в день. При этом людей в основном интересовала конкретная информация: сколько времени продлится самоизоляция, где можно сдать тест на COVID-19, как получить пособие на ребенка.
Сейчас
звонков стало меньше. Психологи связывают это с тем, что люди пытаются
приспособиться к изменившейся жизни, и многие ушли в себя. А те, кто звонит,
говорят обычно о личных переживаниях.
Волонтер проекта,
бакалавр факультета философии и психологии ВГУ
Радмила Барышникова рассказала, что в периоды дистанционного обучения школьников на горячую
линию часто обращались матери, которым, помимо работы и домашних дел, пришлось
выполнять функции учителей для своих детей. Время
беседы с психологом по телефону было фактически единственным, которое они могли
посвятить себе.
Татьяна Шкред призналась, что у нее, матери двух школьников, были похожие проблемы, и этот опыт пригодился во время телефонных консультаций: женщины успокаивались, понимая, что такие трудности не только у них и с этим можно справиться.
Часто позвонившим бывает достаточно просто выговориться и получить поддержку.
Волонтер, бакалавр факультета философии и психологии ВГУ Анна Пастушкова рассказала, что ей часто звонили пожилые женщины и жаловались на одиночество, а потом благодарили за то, что она их выслушала.
– Многие люди находятся в изоляции, да и близкие не всегда готовы их слушать. В первую волну звонки были в основном от бабушек. Сейчас обращаются и более молодые люди, лет 35–40 – они опасаются сокращений на работе, боятся заразиться либо уже болеют, и у них есть страх, что они вовремя не получат медицинскую помощь, что их не спасут, – поделилась наблюдениями психолог, заместитель руководителя колл-центра Елена Жданкина.
Семейные конфликты
Люди стали чаще жаловаться на нелады в семье. Как
отметил психолог Антон Толстобров, за полгода пандемии разводов по статистике
стало меньше, но не потому, что изоляция способствовала улучшению отношений.
Скорее, люди просто не хотят выходить из дома и заниматься улаживанием
официальной стороны дела. А ссор и расставаний, по наблюдению психолога, стало,
наоборот, больше.
– Для многих супругов изоляция стала последней каплей. В одном пространстве оказались заперты люди, которые раньше не проводили много времени вместе. И те трения, которые были терпимы, стали невыносимыми. Общий тревожный фон запускает семейные конфликты, которые накапливались и подавлялись годами. Чтобы снизить накал эмоций, нужно подумать не о том человеке, на кого направлено раздражение, а о себе: что происходит со мной? Психологи помогают в этом разобраться, – объяснил Антон Толстобров.
Чем опасен затяжной стресс, который вызвала у многих ситуация с COVID-19?
По мнению психологов, во время затяжных кризисных ситуаций нагрузка на психику даже сильнее, чем при острой психологической травме.
– Когда человек обнаруживает себя в стрессе, нервном напряжении, с которым не может справиться, значит, кризис начался уже давно, на несколько месяцев раньше. Все думали, что первая волна пандемии прошла и дальше все будет как прежде. Но когда началась вторая волна, то обнаружилось, что мы и последствия первой еще не преодолели. Психика, конечно, приспосабливается к любой ситуации, но она делает это так, как умеет, поэтому могут возникнуть психосоматические заболевания. Например, у меня болит спина или нога, но я не связываю это со стрессом, который испытываю. А вот психолог может связать эти факты и помочь найти способы адаптации, – отметил Антон Толстобров.
Как отмечают психологи, расхожая фраза «Мир после пандемии не будет прежним» означает не то, что все рухнуло, а то, что нам всем приходится меняться.
– Мы регулярно общаемся с психологами из других регионов, чтобы обмениваться информацией. По мнению большинства специалистов, сложность нынешней ситуации заключается в том, что людям приходится «встраиваться» в виртуальный мир. Сейчас человек все меньше участвует в жизни физически и все больше виртуально, дистанционно. Нам запрещено куда-то ходить, собираться вместе, мы учимся онлайн, работаем удаленно. Виртуальный мир – это не плохо и не хорошо, это просто по-другому. Психика пластична, она перестраивается, и в этом ничего страшного нет. С другой стороны, сложившаяся ситуация напоминает войну без врага. Когда есть враг, ты знаешь, против кого борешься. Здесь же негативная энергия направляется либо на близких, либо на самого себя, – рассказала PR-директор колл-центра Наталья Козуб.
С кем психологи-волонтеры работают не по телефону?
Врачи, которые борются с коронавирусной инфекцией, испытывают огромное психологическое и физическое напряжение. С ними психологи предпочитают работать лично.
– Мы проводили в поликлинике №7 и ВОДКБ №2 мини-тренинги для медработников с целью их психологического восстановления. Составляли скрипты для горячих линий колл-центра в поликлинике. Будем надеяться, что в феврале 2021 года выиграем конкурс Фонда президентских грантов и сможем провести тренинги в 24 медицинских учреждениях Воронежа, четырех – в Семилуках и четырех – в Липецке, помочь медикам в эмоциональной разгрузке, – сообщила Виктория Квасова.
Кстати, психологам при напряженной работе на горячей линии тоже грозит эмоциональное выгорание. Для его предупреждения «РОСТ» проводит ежемесячные супервизии.
– Мы тоже люди и переживаем, когда сталкиваемся с горем, пусть чужим. И это также надо прорабатывать. К счастью, у нас сложилось сообщество, где все друг друга поддерживают и существуют на одной волне, – призналась Елена Жданкина.