Вместо половника пришлось взять в руки карабин. Как жительница Воронежской области попала на строительство БАМа
Полвека назад в СССР стартовало строительство Байкало-Амурской магистрали
Елена Шелякина, 26 апреля 2024, 15:39
В апреле 1974 года началась одна из самых грандиозных строек в СССР – Байкало-Амурской магистрали. В отряд добровольцев, который отправился на БАМ, попала и жительница села Калиново Грибановского района Раиса Котова. 17-летней девушкой она отправилась туда поваром, а в итоге вместо половника ей пришлось в руки взять карабин. Подробности – в материале корреспондента РИА «Воронеж».
Сама вызвалась
Выпускница-отличница кулинарного училища, комсорг группы Раиса Котова проработала на БАМе с 1979 по 1982 год. Совершеннолетие она отметила среди сопок и тайги, в зоне вечной мерзлоты.
– Из училища отправляли на всесоюзные стройки. Наш набор стал четвертым, – рассказывает 61-летняя женщина.
В училище приезжали вербовщики – их тогда называли «купцами». Раиса первой вызвалась ехать на стройку.
– Кто с комсоргом? – спросили студенток.
Откликнулось еще 12 девушек. На вокзале выяснилось, что только поваров и кондитеров на БАМ едут два вагона.
На поезде из Москвы до Улан-Удэ Раиса ехала восемь суток. Потом еще 1,5 часа летела на небольшом самолете через Байкал. Будущие повара попали в поселок Северобайкальск. Оттуда Раису отвезли на грузовой машине в Гоуджекит – поселок в горах, который находился в 1,8 тыс. м над уровнем моря (в 1991 году поселок перестал существовать, сейчас не его месте располагается курорт с термальными источниками. – Прим. РИА «Воронеж»).
Раису поселили в барак. С одной стороны – вход для девушек, с другой – для парней. В комнате – по четыре человека. Мыться ходили в баню. Она была единственной на весь поселок. Один день – мужской, другой – женский.
«Впервые увидела ананас»
Трудилась Раиса в большой столовой. На работу повара приходили в пять утра. К семи они должны были приготовить завтрак тоннельщикам – рабочим, которые прокладывали тоннель в горах. В меню – каши, молочные супы, компот. Обязательно – блины или оладьи со сметаной и джемом. Обед тоже был разнообразным: несколько первых блюд, на второе – гречка, рис, картофельное пюре. Из мясного – гуляш, поджарка, котлеты. На ужин – различный гарнир, салаты.
– Обед стоил копейки, – рассказала Раиса Петровна. – Поэтому дома мало кто готовил. Все питались в столовой, брали готовую еду домой или на работу.
По словам женщины, снабжение продовольствием на стройке было хорошее. На БАМ привозили даже бананы, апельсины и мандарины.
– Там я первый раз в жизни увидела ананас, – вспоминает героиня публикации. – Купили с подругой, принесли в общежитие, а что с ним делать, как порезать – не знаем.
Поставляли на БАМ и продукцию из Воронежской области.
– Консервы Борисоглебского мясокомбината привозили самые разные: тушенку, гречку с мясом, паштеты, – вспоминает Раиса Петровна. – Все хорошего качества.
Продукты в труднодоступный поселок завозили летом. В дефиците было только спиртное.
– На БАМе был сухой закон, – рассказала Раиса Котова. – Водки не было вообще. На свадьбу, день рождения или другое семейное торжество выдавали талон, по которому можно было купить вино, шампанское или коньяк.
Охраняла склады со взрывчаткой
В 1981 году героиню публикации перевели из столовой в военизированную охрану, в стрелки. Опыт обращения с оружием у нее уже был: во время учебы рядом со столовой, где девушка проходила практику, был тир. Раиса заглядывала в него два раза в день: брала десять пулек и стреляла. С каждым разом у нее получалось все лучше и лучше. Во время соревнований по стрельбе, которые проходили на всесоюзной стройке, Раиса заняла второе место.
На БАМе стрелки ВОХРа охраняли 12 стометровых складов со взрывчаткой. Ее использовали при строительстве Даванского тоннеля. Склады стояли в безлюдном месте в горах. В охране работали только женщины. Мужчины трудились в тоннеле.
Группу охраны привозили на объект. Смена продолжалась сутки. Женщины с карабинами, заряженными боевыми патронами, стояли на вышках. Зимой менялись через два часа, летом – через четыре. Оружие применять стрелкам не приходилось.
– Ни о каких ЧП мы даже не слышали, – рассказала Раиса Петровна.
На первую зарплату купила ковер
На стройке работало много молодежи. По вечерам парни и девушки собирались в клубе, танцевали, смотрели фильмы. Свадьбы играли в столовой или общежитии. Столы ставили прямо в коридоре. Если позволяла погода, торжество проводили в кедровом лесу. Молодоженам дарили ковры, бытовую технику.
Работая поваром, Раиса Петровна получала по 400−450 рублей в месяц. В столовой «на большой земле» в это время платили по 100−120 рублей. Стрелком она зарабатывала по 700 рублей.
– На первую зарплату мы с соседкой по общежитию купили по ковру в комнату, – рассказала Раиса Петровна. – Чтобы было уютнее.
Деньги девушки тратили на наряды. Раиса, отправляясь в отпуск, везла подарки своим родственникам: куртку – брату, тюль – снохе, платок – маме. Целый чемодан набивала продуктами, которые могли храниться долго.
– Отпуск нам давали 40 дней, – рассказала женщина. – Проезд по железной дороге у нас был бесплатный. Но на дорогу уходило по десять дней.
Можно было добраться на самолете, но купить билет на него было непросто.
– Один раз из Улан-Удэ до Нижнеангарска пришлось лететь на транспортном самолете вместе с ящиками с продуктами, – рассказала Раиса Петровна.
В том, что родители разрешили ей в столь юном возрасте уехать так далеко от дома, Раиса Котова не видит ничего удивительного.
– Жили мы небогато в деревне в Липецкой области, – рассказала она. – Детей пятеро, отец слепой. Я всегда старалась учиться на отлично, чтобы посмотреть мир. В училище ездила с группой на экскурсии. Потом отправилась покорять БАМ. Тогда после учебы направление на работу давали, все куда-нибудь ехали.
Героиня публикации часто писала родственникам письма, а вот переслать деньги из отдаленного поселка у нее возможности не было. Зато в отпуск домой она всегда везла подарки – таких вещей и продуктов на «большой земле» в то время было просто не достать.