Вместо еды людям разрешили набрать в поле мерзлый картофель. Как жителя Воронежской области в четыре года угнали в плен немцы
Многие умерли еще на пути в Германию
Жанна Асанова, 7 мая, 16:48
В Алешках Терновского района живет 85-летний Николай Глотов. Четырехлетним ребенком он попал в немецкий плен – вместе с родителями, братьями и сестрами героя публикации немцы отправили восстанавливать железную дорогу в Германию.
Дорога в ад
Николай Глотов родился в 1939 году в деревне Верхняя Акимовка Калужской области. У его родителей было пятеро детей.
В 1943 году Калужская область стала прифронтовой полосой. Вскоре Акимовку заняли фашисты, почти все население деревни вывезли сначала в Брянскую область, а затем – в Германию.
Немецкое руководство поставило себе целью «угнать» 15 млн жителей СССР. Блицкриг провалился, и фашисты были вынуждены искать дешевую рабочую силу для Германии. Увозили на работу не просто целые семьи, а целые села и деревни, как в случае с Верхней Акимовкой. Все, кого привезли из СССР, носили специальную нашивку с надписью ost – «восток», именно поэтому их прозвали остарбайтерами.
– Об этом времени у меня остались лишь отрывочные воспоминания, ведь мне было всего четыре годика, – рассказывает Николай Степанович. – Перед дальней поездкой немцы провели массовую дезинфекцию от педикулеза. По дороге в Германию многие семьи разделяли – кого-то оставляли в Прибалтике, кого-то везли дальше. Для некоторых пленных это была дорога в ад. Нам повезло остаться вместе. В это время муж старшей сестры Варвары воевал на фронте.
Людей утрамбовали в вагонах, в дороге не кормили. Когда случались остановки в полях, пленников выпускали из вагонов, чтобы они могли найти в земле мерзлый картофель. Тех, кто в поисках пропитания уходил далеко, немцы расстреливали. Многие так и не доехали до места назначения. В Германии пленных осмотрели и распределили по видам работ.
Семья Глотовых попала на маленькую станцию Оффинген в Баварии. Немцы разместили их в депо, в котором не было отопления. Родители и старшие дети ремонтировали пути после бомбежек, таскали рельсы и шпалы. Семья прожила в плену до самой Победы.
Возвращение домой
Вернувшись на Родину в сентябре 1945 года, Глотовы обнаружили, что родная Акимовка полностью разрушена. Их приютили незнакомые люди в землянке на окраине деревни.
– В фильмах о Великой Отечественной войне часто показывают, как в разрушенных немцами деревнях от домов остались только печные трубы, – говорит Николай Глотов. – В нашей деревне даже этого не было – все сровняли с землей.
Люди, чтобы хоть как-то разместиться, на первое время строили землянки, потом – добротные дома. Жизнь стала потихоньку налаживаться.
Брат уговорил поступил в пединститут
Николай Глотов после школы окончил геологоразведывательное училище. Получив диплом, устроился на работу буровым мастером, участвовал в строительстве канала Иртыш – Караганда. Канал прокладывали для водоснабжения промышленных районов и сельского хозяйства Центрального Казахстана.
Как-то герой публикации поехал в отпуск к старшему брату Ивану, который учился на филологическом факультете Борисоглебского педагогического института.
– Ваня сказал, что работа у меня тяжелая и надо получать другое образование, – вспоминает Николай Степанович. – Брат начал меня уговаривать поступить на физмат. Обещал, что его друзья «подтянут» меня по профильным предметам. Я согласился и вновь стал студентом.
В пединституте молодой человек познакомился со своей будущей супругой Ниной. После учебы они уехали на ее малую родину – в село Алешки. Там 20 лет герой публикации проработал директором школы. Нина Николаевна и Николай Степанович вырастили дочь Елену и сына Николая, у них четыре внучки и два правнука.
После выхода на заслуженный отдых Николай Глотов возглавил Совет ветеранов села Алешки. Несмотря на возраст, остается активным и позитивным человеком. С удовольствием хлопочет в доме, огороде и в саду вместе с любимой супругой.