Владимир Эйтингон: «Пока человек учится – он молод»
РИА «Воронеж» вспоминает известного профессора, который был молодым всю жизнь.
Людмила Минаева, Александр Саубанов, 14 апреля 2014, 19:41
Сегодня, 14 апреля, на 90 году жизни скоропостижно скончался известный воронежский ученый Владимир Эйтингон. РИА «Воронеж» вспоминает профессора ВГУ, который трудился до последнего.
Владимир Эйтингон, один из умнейших людей Воронежской области, не успел окончить школу. Когда началась война, он учился в девятом классе. А уже 9 июля 1941 года стал бойцом в отдельной мотострелковой бригаде особого назначения. В бригаду брали только добровольцев, которые должны были пройти специальную подготовку для диверсионной работы в немецком тылу и других заданий особой важности. В числе руководителей этой спецслужбы был и отец Владимира – Наум Эйтингон.
В 1941 году Эйтингон-младший был направлен в высшее техническое училище, в 1943‑м – в разведшколу. И вскоре получил доступ к самой совершенной по тем временам технике. Передатчик «шпионской» рации помещался в коробке из-под папирос «Казбек» – даже по нынешним временам неплохой показатель миниатюрности! Служил в должности радиооператора, но выполнял и много другой оперативной работы. Радиоигры, разоблачение резидентур. Изнурительная, фактически круглосуточная деятельность такого уровня секретности, что Владимир Наумович предпочитал даже спустя много десятилетий не распространяться о конкретных операциях.
Ни на военных, ни на первых послевоенных страницах его биографии никак не вырисовывается фигура маститого ученого, генерала экономики и педагогики. Пять званий за пять лет, новое назначение в Воронеж – все шло скорее к тому, что Эйтингон сделал бы карьеру в своем ведомстве. Может, так бы и получилось. Но прямой и ясный путь в секретной службе был круто изломан в связи с арестом его отца.
Арест чекиста такого уровня, как Наум Эйтингон, в сталинские времена был почти неизбежным делом. Так же неизбежно тень падала и на всех близких родственников. Работы лишились и дядя, и тетка, и сестра Владимира Эйтингона. Хуже всего пришлось самому Владимиру Наумовичу, потому что его увольнение со службы почти совпало с рождением дочки. Ему отказывали в работе, выгоняли из квартиры. Даже когда наконец устроился на завод имени Ленина, то получал вчетверо меньше прежнего.
Такие уроки «экономной экономики» Владимир Наумович получил на заре гражданской карьеры. Самое удивительное, что в этой ситуации он продолжал учиться. Кажется, он использовал любую возможность для получения знаний. Теоретические знания основ экономики получал в университете, а практику управления производством постигал непосредственно на заводе.
И вновь началась карьера по восходящей: от диспетчера до начальника производства. И пока нет признаков становления будущего ученого мужа – разве что «красного директора» какого-нибудь крупного завода. Так бы оно, возможно, и было – руководил бы Эйтингон каким-нибудь орденоносным предприятием и сам к пенсии получил бы орден, а к 85 годам занимался бы исключительно производством овощей и фруктов на даче. Но он принял довольно скромное предложение – поработать во вновь созданной в ВГУ исследовательской лаборатории.
А дальше начинается собственно тот человек, которого мы знаем под именем Владимир Эйтингон. Его путь в большую науку начался очень поздно, но продолжался очень долго. Заслуженный экономист РФ. Председатель научно-методического совета ВГУ. Член четырех международных и российских академий. Создатель собственной управленческой научной школы. «Отец» нескольких десятков докторов и кандидатов наук, автор более 350 научных работ. И, разумеется, неизменный участник отраслевых и региональных экспертных и методических советов.
Эйтингон был одним из первых, кого глава региона Алексей Гордеев пригласил в рабочую группу по разработке новой структуры исполнительной власти области. И нынешняя конфигурация управленческой элиты – во многом плод его рекомендаций. Эйтингон возглавлял разработку стратегического плана социально-экономического развития Воронежа до 2020 года и президентскую программу подготовки управленческих кадров в Воронежской области.
Кажется почти невероятным, но такая огромная нагрузка была на нем еще до вчерашнего дня. В его почти 90 можно было восседать на вершине своего научного и житейского опыта. Он, Эйтингон, считал, что никогда нельзя останавливаться.
- Мы живем в столь быстро меняющемся мире, что полученных знаний хватает на очень непродолжительный период. Образование должно непрерывно длиться в течение всей жизни. Пока человек учится, он всегда молод, - сказал Владимир Наумович на одном из семинаров.
Владимир Наумович Эйтингон учился всю жизнь. Он до последнего был таким же студентом, как и его многочисленные ученики и воспитанники.
РИА «Воронеж» выражает соболезнования родным и близким Владимира Эйтингона.