«Видеть за кипой бумаг человека». Почему воронежская школьница оказалась в психбольнице
Полиция, отдел опеки, родные и психолог – о судьбе шестиклассницы.
РИА «Воронеж», 21 февраля 2016, 14:52
Историю 12-летней воронежской школьницы, попавшей в психбольницу после побегов из дома и попыток суицида, рассказала Анна Левченко, помощница уполномоченного по правам ребенка в РФ Павла Астахова. Корреспонденты РИА «Воронеж» поговорили с родными шестиклассницы, инспекторами по делам несовершеннолетних, сотрудниками органов опеки и психологом, чтобы выяснить – почему девочке из внешне благополучной семьи никто не смог помочь и зачем ее закрыли в психиатрическом стационаре в Орловке.
Вместо психологической помощи – в психбольницу
По словам Левченко, девочка – трудный подросток, живущая под опекой бабушки. Мама школьницы находится на Севере. В школе над девочкой «издевались, били, глумились» одноклассники, утверждала Левченко. Ученица шестого класса якобы пыталась покончить с собой. В феврале 2016 года инспекторы ПДН нашли ее на крыше многоэтажки пьяной, вместе с незнакомыми мужчиной и женщиной. Вместо психологической помощи подростка отправили в психиатрическую больницу в Орловке как склонную к суициду и бродяжничеству. Инспекторы ПДН якобы били пьяного ребенка электрошокером, чтобы разбудить, объяснила Анна Левченко. Помимо прочего, девочку якобы совратил 19-летний парень. Левченко раскритиковала работу органов опеки и инспекторов по делам несовершеннолетних и похвалила сотрудников Следственного комитета, которые оказались неравнодушны к проблемам шестиклассницы.
«Она все принимает близко к сердцу»
Решение о госпитализации девочки в Орловку принимали врачи, объяснила корреспонденту РИА «Воронеж» бабушка школьницы. По ее словам, после психиатрического стационара подростка перевели в областную детскую больницу. Бабушка воспитывает школьницу одна, с дедушкой девочки они живут раздельно. В школе девочка всегда была «белой вороной».
– Она, конечно, девочка непростая. Конфликт с учениками у нее был еще в четвертом классе, в пятом продолжилось то же самое. Учителя всегда говорят, что она сама виновата, что она провоцирует конфликты с учениками. Она дружит с девочкой из другого класса, найти общий язык с одноклассниками у нее не получается, – объяснила женщина.
После конфликтов в школе бабушка и внучка решили перейти на домашнее обучение. По словам бабушки, после этого у девочки улучшилась успеваемость, она стала учиться на «четверки» и «пятерки».В уходах ребенка из дома бабушка проблемы не видит – как таковых уходов не было, девочка просто не приходила домой вовремя, уверена женщина.
– Например, она не возвращалась домой, потому что расстроилась, поругавшись с мальчиком. Она все принимает близко к сердцу – возможно, переходный возраст, гормоны бьют. Мне говорят в опеке: "Бросайте все, сидите с ней дома". Но я не могу уйти с работы – на что мы тогда будем жить? Опека на моей стороне. На днях ездили беседовать к Ирине Поповой (уполномоченный по правам ребенка при губернаторе – РИА «Воронеж»). Я всеми силами пытаюсь удержать внучку, но что будет теперь – не знаю, – рассказала бабушка.
О возможной связи 12-летней девочки с совершеннолетним парнем женщине ничего не известно. Действия сотрудников опеки и ПДН бабушка не считает неправильными – по ее мнению, Анна Левченко в своем рассказе сгустила краски. К примеру, электрошокером девочку никто не бил, пояснила бабушка. Вместе с тем она объяснила, что внучка боится возвращения в Орловку, потому что там «все равно не лечат», а пациенты стационара действительно страдают психическими расстройствами, и находиться рядом с ними подросток не хочет.
«Над девочкой никто не издевался»
Начальник отдела опеки и попечительства по Советскому району Воронежа Ирина Никитина тоже опровергла детали рассказа Анны Левченко.
Никитина объяснила, что сотрудники опеки постоянно наблюдали за семьей, в школе над девочкой «никто не издевался», с бабушкой у ребенка хорошие отношения. Уход подростка из дома в феврале стал для всех неожиданностью, уверяют в отделе опеки. Полиция в свою очередь заявила, что электрошокером пьяную школьницу никто не бил – спецсредств у инспекторов по делам несовершеннолетних просто нет. Полицейские вызвали для девочки «скорую», и врачи решили отправить подростка в психиатрическую больницу, поскольку «для этого имелись все основания».В целом объяснение полицейских и чиновников полностью подтверждало версию бабушки о трудном подростке, которому пытаются помочь и родные, и опека, и инспекторы ПДН.
«Корни проблем всегда нужно искать в семье»
Медики, принимая решение о госпитализации школьницы в Орловку, «действовали по определенной инструкции», считает практикующий психолог, преподаватель психологии ВГУ, кандидат психологических наук Анна Меланьина.
– Здесь возникает дилемма между тем, как повели себя сотрудники службы ПДН в соответствии с их полномочиями, и тем, как нужно было повести себя с человеческой точки зрения по отношению к трудному подростку. По крайней мере, за этим видна попытка оказать помощь. Другой вопрос, нужно ли ей психиатрическое лечение или достаточно помощи психолога. Может быть, девочку могли бы направить к психотерапевту в районной поликлинике, но не всегда человек сам готов обратиться к такому специалисту, а насильственное вмешательство в таком случае может оказаться неэффективным. В такой ситуации необходим индивидуальный подход к человеку, но, к сожалению, не всегда понятно, как его реализовать, – уверена психолог.
По ее словам, асоциальное поведение подростков связано с условиями, в которых они оказываются – он просто выбирает для себя способ приспособиться к ситуации.
– Как психолог я могу предположить, что такой выход казался девочке наиболее комфортным для нее. Корни проблем всегда нужно искать в семейной ситуации. Скорее всего, у нее с младенчества был нарушен эмоциональный контакт с матерью. Неизвестно, насколько девочка чувствовала заслуженным свое право на существование. В любом случае любые действии ребенка – это всегда его попытка привлечь к себе внимание взрослых, – объясняет Анна Меланьина.
«Надо лучше работать»
Следственный комитет начал проверку действий инспекторов ПДН, учителей и органов опеки после публикаций в СМИ. Не исключено, что силовики будут разбираться и в истории с вероятной связью школьницы с совершеннолетним парнем.
По словам бабушки, когда она с девочкой приехала беседовать со следователями после побега школьницы, силовики пригласили психолога. Тот долго разговаривал с подростком и ее опекуном и пообещал бесплатную помощь в любое время.После того, как об истории 12-летней воронежской школьницы заговорили все местные СМИ, Анна Левченко опубликовала на своей странице в Facebook новое сообщение. Она поблагодарила ведомства, которые приняли участие в решении проблем подростка, «за человечность», и в очередной раз покритиковала тех, кто «решил помешать в спасении девчонки».
– Если кому-то теперь снятся кошмары, я не виновата. Надо просто лучше работать и видеть за кипой бумаг человека, – написала помощник омбудсмена.
По закону о СМИ РИА «Воронеж» не вправе раскрывать личность девочки, которая могла стать жертвой преступления, в том числе называть ее имя и место учебы.