Венгерский театр представил в Воронеже спектакль об отношении к беженцам в Европе
Постановку «Имитация жизни» показали на Платоновском фестивале.
Олеся Шпилева, 8 июня 2017, 17:15
Показ спектакля «Имитация жизни» венгерского театра «Протон» прошел в Воронежском концертном зале во вторник и среду, 6 и 7 июня. Постановку венгерского режиссера Корнеля Мундруцо показали на Платоновском фестивале.
Толчком к созданию спектакля о бедственном положении беженцев для режиссера стал реальный случай, произошедший в Будапеште. Молодой человек напал с ножом на цыгана. Причем нападавший, который сам также являлся цыганом, отрицал свое происхождение. Происшествие вызвало волну демонстраций против расизма по всей Венгрии. А режиссер Корнель Мундруцо увидел в этой ситуации историю об отказе человека от собственной идентичности.
В центре сюжета «Имитации жизни» – судьбы людей, живущих в старой и бедной квартире в Будапеште. В начале спектакля перед зрителями возникает цыганка Лоринк Русо. Ее муж умер три дня назад, а сын, не желающий считать себя цыганом, сбежал из дома. Спектакль начинается с видеозаписи разговора, который женщина ведет с соцработником, пришедшим, чтобы выселить ее из дома за долги. В процессе беседы женщине становится плохо, и экран, на который проецировалась запись, падает, открывая сцену, оформленную в виде врезанной в стену обшарпанной квартиры.
Скорая помощь не спешит ехать в район, где живут беженцы, и, оправившись, цыганка покидает квартиру, чтобы отправиться на поиски сына. В этот момент пустая комната начинает медленно вращаться и под жуткую музыку проделывает целый круг в 360 градусов. Со стен слетают картины, с полок падают книги и посуда, из шкафов выпадает одежда, рушится мебель и техника. Затем в квартиру, уже лишенную всех признаков человеческой жизни, въезжает другая несчастливая семья.
Театральный критик Алла Шендерова на лекции перед спектаклем рассказала, что неиссякаемый гуманизм – главная черта режиссерского почерка Корнеля Мундруцо. По ее словам, его театральные постановки и фильмы отличает гиперреалистичность, иногда шокирующая, за которой кроются любовь и жалость к людям.
– Здания Будапешта и сам город постоянно становятся героями произведений Мундруцо, – отметила Алла Шендерова. – Это не столько истории людей с тяжелым неустроенным бытом, сколько истории города со странностями, со страшными тайнами.
Показ «Имитации жизни» на Платоновском фестивале в Воронеже стал третьим приездом постановок Корнеля Мундруцо в Россию. До этого спектакли венгерского режиссера видели только жители Москвы и Перми.
– Собственного здания в Будапеште у нашего театра нет, поэтому мы живем гастролями, – отметила директор театра Дора Буки.
Воронежский концертный зал оказался самой большой площадкой, на которой приходилось играть театру «Протон», рассказала Дора Буки. Венгерская труппа отметила мастерство воронежских техников сцены, которые безошибочно справились с технически трудной постановкой.
По словам Доры Буки, несмотря на теплый прием воронежской публики, главным впечатлением венгерских артистов от посещения России стала задержка рейсов компании «Аэрофлот», из-за которой труппе пришлось долгое время провести в аэропорту. Из-за этого исполнительнице главной роли Лили Монори во время действия стало плохо прямо на сцене.