Задача – восстановить утраченные функции. В Воронежской БСМП №1 отремонтировали отделение реабилитации после тяжелых инсультов
Под центр перепрофилировали бывшее ожоговое отделение
Сергей Свиридов, 17 июня, 12:00
Отделение медицинской реабилитации пациентов с нарушениями центральной и периферической нервных систем, а также костно-мышечной системы было отремонтировано в Воронежской БСМП №1 к началу лета. На время работ отделение не закрывалось – ремонт и оснащение современным оборудованием велись без прекращения оказания помощи пациентам. Врачи и их подопечные теперь пребывают в качественно лучших условиях и имеют больше возможностей для достижения главной цели – возвращения пациентов к привычной жизни. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в отделении накануне Дня медицинского работника и узнали у его сотрудников, почему оно работает именно при больнице скорой медицинской помощи и какие новые возможности дает нуждающимся в реабилитации пациентам.
Вместо ожогового отделения
Отделение основано в начале 2023 года. Возглавляет его Михаил Купцов, опытный врач-невролог с 16-летним стажем, прошедший подготовку по программе повышения квалификации на базе медуниверситета имени Н. Н. Бурденко. Интересно, что до перепрофилирования эти площади занимало ожоговое отделение. Но в последнее время людей с ожоговыми травмами все меньше, и так много места под их лечение уже не требуется. А вот количество сердечно-сосудистых заболеваний, ведущих к инсультам, увы, не снижается. Также в реабилитации часто нуждаются граждане, вернувшиеся с СВО.
– Это первое плановое отделение в нашей больнице, так как все другие имеют направленность на скорую помощь, – рассказал врач-невролог Олег Тюнин. – У нас 45 коек, 30 из которых – для пациентов с нарушениями центральной нервной системы, 15 – для имеющих нарушения периферической нервной системы и костно-мышечной системы.
Ремонт в отделении проводился параллельно с началом работы. Благо, площадь достаточно велика, и это никак не мешало больным. Помимо палат, были отремонтированы залы для занятий лечебной физкультурой, на федеральные средства закуплены тренажеры. Прием пациентов производится как из отделений первичной помощи, так и по направлениям из поликлиник.
– Мы забираем пациентов из отделения первичной неврологии, отделения травматологии, нейрососудистого отделения, где борются с заболеваниями в их остром периоде. Далее фактически проводим долечивание, учим пациента приспособиться к новой жизни с последствиями перенесенной болезни, – продолжил рассказ Олег Тюнин. – Так проще работать: увеличивается пропускная способность между отделениями и, так как у нас больные обычно находятся чуть дольше, чем в первичном отделении, улучшается связка «пациент – врач». То есть пациенты лучше контактируют со своим лечащим врачом, что ведет к большему прогрессу в лечении.
Есть даже экзоскелет
В зале лечебной физкультуры мы находим три одинаковых тренажера-мотомеда. Они дают кардионагрузку на сердечно-сосудистую систему, силовую нагрузку на руки, а посредством педалей можно потренировать еще и ноги. У тренажера есть активный и пассивный режимы работы. В активном режиме пациент сам делает те или иные упражнения. В пассивном ему частично помогает машина. Это улучшает нервно-мышечные связи в головном мозге и способствует более быстрому восстановлению утраченных двигательных функций.
Одна из новинок, появившихся в отделении после ремонта, – тренажер для тренировки баланса. Он подходит тем пациентам, кто уже может самостоятельно стоять, но еще не готов передвигаться без посторонней помощи. В основе его работы – тренировка с биологически обратной связью. На платформе есть датчики, которые передают информацию на монитор, чтобы ее видел сам пациент, и одновременно на компьютер – медику-оператору. Балансируя телом, пациент тренирует равновесие и мышцы. Это способствует тому, что вскоре он сможет самостоятельно вставать и начнет передвигаться.
Много мобильного оборудования, которое само «приезжает» к пациенту. Такие аппараты, бывает, передают на время в отделения первичной помощи, где пациенты, если состояние позволяет, используют его уже в первый-второй день лечения. Ведь одна из основных задач, стоящих перед докторами, – начать реабилитацию по возможности быстро, чтобы не развились патологические явления. С другой стороны, в отделении реабилитации под рукой все необходимое реанимационное оборудование, если вдруг у кого-то из пациентов резко ухудшится состояние.
– Наша гордость – экзоскелет. С его помощью поднимаем на ноги пациентов, которые до этого вообще не могли встать, – отметила врач физической реабилитационной медицины Марина Мыцик.
Основная задача экзоскелета – помогать пациентам при спинальных травмах. Он представляет собой конструкцию, повторяющую основные контуры человеческого тела. Больной как бы садится внутрь, а его неработающие позвоночник и конечности подменяют металлоконструкции. Сзади, за спиной пациента, находится планшет, в котором необходимо задать конкретную программу. На первых этапах после того, как человек какое-то время был прикован к инвалидной коляске, присутствует страх. Но постепенно он проходит, появляется реальный эффект.
– Люди часто госпитализируются к нам именно ради этого оборудования, проходят курс каждые три месяца, – пояснил Олег Тюнин. – Экзоскелет реально помогает. Люди чувствуют, что у них есть шанс вновь самостоятельно пойти.
В рамках федеральной концепции
В декабре 2021 года федеральное правительство утвердило Концепцию развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Именно это событие привело к новому витку развития системы медицинской реабилитации в стране, и в Воронежской области в частности.
– На территории нашего региона осуществляется комплексная программа реабилитации. Она не новая, ей уже порядка трех лет. За это время закуплено около 1,1 тыс. единиц оборудования на сумму порядка 800 млн рублей, – рассказал министр здравоохранения (и, кстати, в недавнем прошлом главный врач БСМП №1. – Прим. РИА «Воронеж») Игорь Банин. – Что значит комплексная программа? Есть несколько этапов медицинской помощи: стационарный, который, в свою очередь, включает в себя первую помощь и основной период лечения, а также амбулаторный – с вариацией в виде дневного стационара. Данная работа ведется не только в областном центре. Одними из первопроходцев в этом направлении в свое время были сотрудники Бобровской районной больницы.
По решению общества реабилитологов России, реабилитацию после завершения лечения в стационаре должны проходить 30% пациентов, перенесших инсульт и другие серьезные поражения ЦНС. Цифра эта формируется так: 10−15%, увы, уже не вернуть к нормальной жизни, им оказывается только паллиативная помощь; 50−55% больных, наоборот, достаточно регулярных наблюдений у невролога, они самостоятельно быстро возвращаются к нормальному образу жизни. Остается искомая цифра. К ним добавляются пациенты с черепно-мозговыми травмами и с патологиями костно-мышечной системы.
– Процент мы выдерживаем, и это крайне важно. Даже в обиходе есть такое понятие, что нервные клетки не восстанавливаются. Но нервные клетки очень хорошо помогают друг другу. И когда одни погибают, рядом расположенные центры могут забрать на себя их функцию. Задача этого отделения – как раз помочь рядом расположенным зонам взять на себя утраченные функции, – подчеркнул Игорь Банин.
Комфортные палаты и кратный рост специалистов
В рамках намеченной программы не только закупается оборудование, но и готовятся кадры. Если в начале было только 19 специалистов, готовых работать по направлению реабилитации, причем эта цифра включала и врачей, и средний медперсонал, то сейчас их уже 163, в том числе – 60 врачей.
Министр здравоохранения подчеркнул, что до ремонта здесь были не такие хорошие условия. В больших палатах на 10−12 человек не было индивидуальных удобств. В настоящий момент палаты рассчитаны на двух-четырех человек, нет ни одной без санузла. Особая гордость коллектива – в том, что ремонт такого масштаба удалось сделать в рамках работающего стационара.
– Если кто-то из тех, кто лечился в этих стенах в период пандемии коронавируса, увидит фотографии, то, конечно, узнает конфигурацию помещений, но будет удивлен, как все изменилось. Светлые стены создают ощущение совсем иного пространства, новые полы тоже сразу бросаются в глаза, – сказал Игорь Николаевич. – Вышли из пандемии и занялись перепрофилированием отделения. Вот на память о том периоде кое-где остались кислородные подводки.
Игорь Банин отмечает, что аналогичное отделение с не менее впечатляющим ремонтом уже более двух лет функционирует в БСМП №10, известной воронежцам как больница «Электроника». Сейчас ремонт идет в областной клинической больнице. Всего же на территории Воронежской области работают восемь отделений для работы с заболеваниями центральной нервной системы, шесть нацелены на заболевания периферической нервной системы и три – для пациентов соматического профиля. В областном центре имеется шесть отделений реабилитации, еще девять – в муниципальных районах.
– Еще раз подчеркну, научить человека снова жить после инсульта или инфаркта – это очень и очень важная работа, она в настоящий момент привлекает повышенное внимание и крайне актуальна, – добавил министр.
Работа в новых стенах только началась, и каких-то количественных показателей пока нет. Но врач отделения Олег Тюнин убежден, что первые же цифры окажутся выше обозначенных в плане. Ожидается, что за год процесс реабилитации здесь смогут проходить более тысячи человек.