Вадим Самойлов в Воронеже: «Своими песнями мы довели летчиков в Сирии до эйфории»
Экс-солист «Агаты Кристи» рассказал о поддержке военных и борьбе с пиратством.
Юлия Львова, фото — Наталья Трубчанинова, 29 января 2016, 13:33
Музыкант Вадим Самойлов, бывший солист и один из основателей рок-группы «Агата Кристи» выступил в Воронеже в среду, 27 января. Поностальгировать под главные хиты культового коллектива вместе с певцом на концерте в Event-Hall собралось более тысячи зрителей. А всего тремя днями ранее артисту рукоплескали российские летчики на авиабазе Хмеймим в Сирии. О том, что сподвигло его отправиться в горячую точку, как он борется с нелегальной музыкой в интернете и какие еще сюрпризы готовит своим поклонникам, Вадим Самойлов рассказал в интервью корреспонденту РИА «Воронеж».
— Вадим, после концерта на авиабазе в Сирии 24 января вы пообещали военнослужащим вернуться к ним снова в конце февраля. Чем они вас так покорили? — Как только я узнал, что на авиабазе Хеймим выступают артисты из Минобороны, так сразу же понял, что хочу туда полететь. Поездка была добровольной — на этот концерт мы сами, что называется, напросились. К моей большой радости, ребята нас очень тепло встретили. Военные — люди не очень многословные и эмоциональные, но во время концерта нам удалось довести их до эйфории: они пели хором «Сказочную тайгу», «Как на войне» и другие наши песни. Поездка показала, что такие концерты военным, конечно, нужны. Это моя гражданская позиция: я считаю, что Россия, послав по просьбе официальных властей Сирии поддержку для уничтожения ИГИЛ, действительно заботится о мире. Мне хотелось как-то поддержать наших ребят. Они сейчас находятся далеко от дома, несут опасную и в то же время достаточно рутинную службу. У них один день похож на другой: огромное количество вылетов утром, днем, ночью, плюс какие-то технические работы по перевооружению. И если в выходные у них проходит какой-то концерт, они его очень ждут. Насколько значимо было само выступление, настолько же значимо было и общение с людьми после него. Я раздал, наверное, тысячу автографов и сделал не меньше фотографий. Уверен: этот концерт воодушевил и поднял боевой дух наших ребят.
— В разные годы вы сотрудничали с группами «Пикник», «Би-2», Юлей Чичериной. Сейчас с кем интересно было бы поработать?
— Судьба была ко мне благосклонна, и я работал с музыкантами, которые мне близки и интересны. Надеюсь, с группой «Пикник» мы еще возобновим сотрудничество и что-нибудь запишем. В принципе, я бы со многими нашими именитыми артистами с удовольствием повзаимодействовал бы. Но я никогда не ставлю себе цель сделать дуэт конкретно с таким-то исполнителем. Творческий союз всегда возникает спонтанно. Это же тонкие вещи. Возможно, я поучаствую в записи каких-то дуэтных песен в качестве саундпродюсера, или выступлю аранжировщиком. Я это люблю делать. С молодыми музыкантами как раз этим занимаюсь: оказываю консультации по продюсированию, материалу, текстам. Мне это близко, да и нравится делиться своими знаниями с молодежью.
— На чьи концерты вы бы сходили? — Недавно друзья позвали на выступление The Prodigy, мне очень понравилось. Есть группы, которые любопытно послушать вживую. Но у меня сейчас такой период накопления материала для будущих проектов, что концерты других артистов мало интересуют.
— Чем планируете удивлять поклонников?
— Пока занимаемся сочинением и разучиванием нового материала. Весь февраль у нас уйдет на это, а где-то во второй половине марта начнем уже гастролировать с обновленной программой. Она будет состоять не только из хитов «Агаты Кристи», но и моих песен из серии «старое, забытое, новое». Старое — это «Агата Кристи», забытое — мои эксперименты еще с институтских времен, какие-то неопубликованные вещи, которые почему-то сейчас вызывают у меня интерес. Возможно, мне просто хочется вернуться к себе вчерашнему, чтобы переосмыслить себя сегодняшнего. Еще есть проект «Полуострова» — я знаю, многим слушателям очень нравятся композиции оттуда. Ну и новые песни пишутся, конечно же. Так что, готовлю расширенную версию концертной программы «Агата Кристи +».
— Вы уже больше 10 лет курируете проект Rocklab, он что-то дает молодым музыкантам?
— Сейчас активных действий там не происходит, но композиции ребят участвуют в хит-параде, начинающие музыканты там общаются, находят партнеров — словом, проект дает им некий старт. К сожалению, других путей для продвижения своей музыки у молодых людей сегодня нет. Радио «Максимум» не берет новинки от неизвестных групп, «Наше радио» работает только в формате русского рока. А куда податься ребятам, которые играют музыку с элементами электроники? Это очень интересный стиль — кстати, близкий «Агате Кристи». Но такой музыке на радио сопротивляются. В такой ситуации помогло бы создание специальной музыкальной площадки в интернете. У нас, кстати, есть один подобный проект в разработке, это продолжение Rocklab. Будем искать инвесторов и развивать его.
— А есть ли у вас какие-то подвижки в совершенствовании закона об авторских правах? (С 2008 года Вадим Самойлов является членом Общественной палаты РФ, лоббирует интересы артистов в борьбе с музыкальным пиратством и нелегальным контентом, — РИА «Воронеж»)
— Сейчас ведется большая дискуссия на тему того, что со всем этим делать. Законы вроде как написаны, но на практике не работают, так как объем пиратства огромный. Сразу подступиться нереально. Это как огромная лужа, которую непонятно чем выгребать. С другой стороны, в последнее время в мире много чего поменялось — и способы распространения музыки, и медиа-контенты. Поэтому большой акцент делается, конечно, на интернете. Сейчас активно обсуждается тема глобальных лицензий, которую я в целом поддерживаю. Речь идет о том, что рано или поздно оплата авторских материалов в интернете будет осуществляться по аналогии с концертными площадками. Зрители ведь, когда покупают билеты за 500 или 1000 рублей, не догадываются, что 5% от этой суммы перечисляется в РАО и затем распределяется по авторам, чьи произведения прозвучали. В интернете будет нечто подобное: пользователь будет платить свои 300-500 рублей за безлимитный интернет и при этом даже не будет озабочен тем, что 25 рублей из этой суммы уходит в авторское агентство. Просто в интернете это сделать намного проще, потому что есть данные трафика, есть точное понимание того, что человек скачивал, слушал, поэтому его деньги точно не пропадут и дойдут до адресата. С концертной организацией ситуация сложнее: там невозможно предугадать, куда уйдут деньги: то ли артисту, то ли в левую контору. Интернет в этом плане более конкретная структура. Надеюсь, что в конечном счете мы выйдем на такой режим. Это означает, что проблема нелегального контента будет вообще снята и человеку не придется задумываться, скачал он что-то легальное или нет. Пиратский контент просто перестанет существовать. Любая композиция — в хорошем качестве или плохом, — распознается, так как известны ее авторы. Если человек хочет слушать музыку в хорошем качестве, он может купить ее на платной интернет-площадке. Если его устраивает слушать в формате МР3, пускай слушает бюджетный вариант. В любом случае это будет узаконено и комфортно для всех. Правда, придется поломать копья. Думаю, еще лет 5-10 пройдет, прежде чем все более или менее вырисуется.
— На днях студенты отмечали свой «профессиональный» праздник. А какие у вас остались воспоминания из студенческой жизни?
— Много ярких воспоминаний, потому что у меня была очень бурная студенческая жизнь: и рок-группа, и стройотряд, и друзья, и мечталки, и беседы на философские темы, и крепкая мужская компания. В юности у меня все состоялось, поэтому от института остались только теплые впечатления. И приобретенная специальность радиоинженера в современной звукозаписи и продакшне мне очень пригодилась. Я с детства любил физику, сам паял светомузыкальную аппаратуру, а первые записи вообще делал каким-то невообразимым способом — составляя друг с другом бытовые магнитофоны. А самое главное мое студенческое приобретение — группа «Агата Кристи», которая выросла из нашего студенческого ВИА. Поначалу она никак не называлась, была лишь аббревиатура ВИА «РТФ УПИ» — ансамбль радиотехнического факультета Уральского политехнического института. И только после того, как в 1986 году мы решили вступить в Свердловский рок-клуб, появилось название «Агата Кристи».