Новый мэр Воронежа: «Я не намерен обижать людей»
Вадим Кстенин рассказал, каким видит развитие города.
Евгения Полухина, 6 апреля 2018, 21:51
Новоизбранный мэр Воронежа Вадим Кстенин рассказал журналисту РИА «Воронеж» о планах на застройку города, развитие транспорта, решение проблем малого бизнеса, а также организацию работы чиновников. Свое первое интервью в качестве главы администрации Воронежа 42-летний Кстенин дал в пятницу, 6 апреля.
Новая должность
– Вадим Юрьевич, что для вас было самым трудным в конкурсе на пост главы Воронежа?
– Труднее всего было совместить подготовку к конкурсу с работой, которую я вел, исполняя обязанности главы. Это более масштабная работа, чем мне ранее приходилось выполнять. Раньше я курировал только часть сфер жизни города. Теперь же необходимо быстро вникать в вопросы, которыми я не занимался. Не хочу сказать, что мне пришлось изучать их с нуля, но все-таки детализация по каждому вопросу требовалась.
– За последние 20 лет вы первый мэр, который избран не всенародно. Как намерены наладить взаимодействие с общественностью?
– Стараюсь выстроить конструктивный диалог с общественными организациями, услышать, что люди хотят до меня донести. С некоторыми организациями, например с «Городом и транспортом», мы сотрудничаем. Там люди, которые давно занимаются проблематикой, подсказывают правильные вещи. Я только за открытый диалог с общественностью, с населением. Не боюсь критики, всегда воспринимаю ее позитивно. Если люди критикуют недоработки власти, наверное, на это надо обратить внимание.
– Будет ли так же работать вся ваша команда?
– Во всех отраслях, которые я возглавлял, будучи первым заместителем, руководители структурных подразделений достаточно открыты. Они компетентны и всегда стараются донести до людей необходимую информацию. В целом за последние годы удалось исправить некоторые недостатки в сфере информационной открытости. Тот же сайт администрации сегодня становится источником новостей для населения. Мы эту работу будем только усиливать.
– Будут ли кадровые перестановки?
– Любой руководитель, который приходит работать на новое место, всегда старается оценить профессиональные компетенции людей из его команды. Если уровня управленцев недостаточно, то каждый нормальный руководитель их заменит. Сейчас мне только предстоит оценка профессиональных компетенций сотрудников. Не исключаю возможности замены ряда специалистов, но пока не буду говорить, о каком уровне идет речь.
– Как вы оцениваете последние кадровые назначения в строительном блоке?
– Строительный блок находится на стадии становления. Я не хочу сказать, что лично меня устраивает ситуация, которая в этом блоке существует. Попытаюсь понять, чего все-таки не хватает для того, чтобы работа строительного блока была эффективной. Это зависит от многих параметров, начиная от умения организовать работу по строительству запланированных объектов и заканчивая умением вести диалог с бизнес-сообществом. Я надеюсь, что в ближайшее время мне удастся эту ситуацию изменить. Лично для себя я ставлю срок в два месяца на то, чтобы со строительным блоком у меня сложилось полное понимание.
Ветхие кварталы
– Каким вы видите дальнейшее развитие города: акцент будет сделан на освоении площадок с аварийным жильем в центральной части или же на активной застройке пригорода?
– Безусловно, развитие площадок, которые находятся за пределами городской черты, неэффективно при наличии такого большого количества проблемных участков в центральной части. Во-первых, речь идет об участках с домами послевоенной постройки, которые надо немедленно расселить и стереть с лица нашего прекрасного города, как позорное пятно. Во-вторых, это развитие районов с частным сектором. Там необходима комфортабельная многоквартирная застройка со всеми соцобъектами. Я говорю про комплексную застройку. Я абсолютный противник точечной застройки. В-третьих, развивать следует промзоны. Сейчас нужно принять все возможные меры для того, чтобы выработать механизмы, которые позволили бы девелоперам эти территории развивать.
– Есть ли у города ресурсы на расселение аварийных домов?
– На сегодняшний день аварийными признаны 65 домов. Сейчас у меня стоит задача-минимум – расселить их. В этом году мы постараемся решить вопрос с 22 домами. Планируется заключение двухгодичных контрактов, оплату по которым будем проводить в начале следующего года. Соответственно, за счет бюджета 2019 года. Мы уже договорились с Александром Гусевым опережающими темпами приобрести квартиры и дать жителям возможность перебраться из аварийных домов в новые. Мы понимаем, насколько этот процесс важен для людей.
При этом на самом деле зданий, которые на ладан дышат, в городе гораздо больше. Их уже завтра можно признать аварийными, просто необходимо оформить документы, провести экспертизу. Эти дома часто находятся на территории, которую возможно развивать. Но девелоперы не могут туда зайти, так как дома официально аварийными не признаны. Там всегда могут оказаться собственники, которые будут препятствовать расселению, предъявлять высокие требования к выкупу квартиры. Очень часто девелопер, расселив практически всех собственников, спотыкается на последнем этапе и не может приступить к развитию территории, так как один или два человека блокируют работу. Поэтому без принятия новых программ на федеральном уровне, без государственных денег расселить дома крайне проблематично.
Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы провести все необходимые процедуры по признанию зданий аварийными. Тогда будет работать четкий механизм по расселению. Если же наши оценки выкупной стоимости квартиры не будут совпадать с запросами собственника, мы получим судебное решение, и на этом механизм завершится.
Решением проблемы также может быть переселение собственников в новые дома, которые расположены недалеко от старых. Люди всегда хотят остаться жить там, где они привыкли. Для этого необходимо один раз выделить деньги, чтобы процесс запустить. Все равно потом эти средства будут компенсированы застройщиком. Другими словами, на территории ветхих домов должны строиться стартовые здания, куда людей и будут переселять, а затем постепенно сносить остальные ветхие постройки.
Метро или большие автобусы
– На какой стадии сейчас находится проект воронежского метро?
– В рабочую группу Минстроя РФ по вопросу развития метро входят представители японской компании Nikken Sekkei. Эта компания одна из ведущих на мировом рынке по уровню разработок. Организация практически за счет японского министерства проводит работу для Воронежа. Анализируются возможности привлечения инвесторов.
В апреле запланировано межправительственное заседание в Токио, на котором презентуют результаты работы. Речь будет идти как раз о редевелопменте территорий, которые прилегают к крупным транспортно-пересадочным узлам. У нас три таких территории: промзона, на которой планируется строительство вокзала Воронеж-3, площадка в районе вокзала Воронеж-1 и неэффективная промзона на проспекте Труда. Мимо всех этих участков планируют пустить рельсовый транспорт.
– Если на строительство метро все же не выделят финансирование, какие альтернативные пути развития пассажирского транспорта вы видите?
– Безусловно, развитие существующей сети автомобильных дорог, строительство дорог-дублеров. Мы серьезно прорабатывали этот вопрос с проектной организацией и научным сообществом. Наши схемы легли в основу скорректированной программы развития транспортной инфраструктуры. Необходимо принимать все меры для того, чтобы пассажирские перевозки были на должном уровне – таком, какого достоин город-миллионник.
– Если введут платные парковки, хватит ли подвижного состава общественного транспорта, чтобы обслуживать все население?
– Хватит, подвижной состав малого класса будет меняться на автобусы большой вместимости. К этому стремятся в каждом цивилизованном городе-миллионнике. Люди не хотят ездить в душегубках, они хотят нормальных, комфортабельных условий.
Кот в мешке
– У жителей возникает много вопросов к госзакупкам. Почему конкурсы (например, на дорожный ремонт) всегда выигрывают одни и те же компании?
– Вы бы предпочли кота в мешке из любого российского города? К примеру, незнакомая компания не сможет выполнить работы в рамках федеральной программы, в итоге нам придется вернуть деньги. Я думаю, от этого нашим горожанам легче не станет. По большому счету, им все равно, кто победил на торгах. Для них главное, чтобы дороги были сделаны вовремя и качественно. Тем более у нас нет неконкурсных торгов. Просто надо соответствовать ряду определенных условий, которые предусмотрены по закону.
Ярмарки и экономика
– Каково ваше видение проблемы с рынком на Димитрова?
– С одной стороны, там есть люди, для которых торговый объект является единственным источником дохода. С другой, мы понимаем, что рынок не соответствует никаким критериям. Его надо убирать, поскольку площадка портит въездные ворота в Воронеж. Торговые ряды размещены там незаконно, есть решение суда. Но я собираюсь искать компромиссы. Я не намерен обижать людей, лишать их последних средств к существованию. Когда я готовил комплексную концепцию благоустройства въездных ворот в Воронеж – Димитровский бульвар, – я сделал два варианта. Первый – благоустройство общественного пространства на месте Димитровского рынка. Второй – размещение там ярмарки, которая полностью вписывалась бы в архитектурную среду. В итоге остановились на втором варианте. Будет создана законная ярмарка. Сейчас мы ведем активный диалог с предпринимателями. Я думаю, что мы дойдем до логического завершения. Но предприниматели должны понимать, что им предстоит вложиться в ярмарку, провести полную реконструкцию.
– Как обстоит дело с остальными мини-рынками? Протестные настроения были у торговцев практически всех площадок.
– Сейчас из владельцев 3 тыс. нестационарных торговых объектов около 60 настроены негативно. Наверное, цифры говорят сами за себя. Однако даже с этими 60 мы ведем диалог, ищем возможные варианты решения этой проблемы. В сложной экономической ситуации мы не будем пытаться просто «проезжать бульдозером» по НТО (нестационарным торговым объектам. – Прим. РИА «Воронеж»), не объясняя своих позиций. Но проблемы есть. К примеру, на рынке положено разместить 50 НТО, а там стоят 70, причем лишние 20 – на инженерных сетях. Это не лезет ни в какие ворота. Такие НТО должны быть демонтированы организатором ярмарки. Чтобы люди не потеряли работу, мы готовы выделить дополнительный участок для организации рынка. Никого без средств к существованию мы не оставим.
Справка РИА «Воронеж»
Вадим Юрьевич Кстенин – действительный муниципальный советник муниципальной службы 2 класса.
Родился 12 июня 1975 года в поселке Саулкрасты Рижского района Латвийской ССР. В 1997 году окончил Воронежскую государственную архитектурно-строительную академию по специальности «автомобильные дороги и аэродромы».
С 1998-го по июль 2008 года работал в ОАО «Воронежнефтепродукт». С июля по сентябрь 2008 года – замруководителя управления муниципального заказа администрации городского округа город Воронеж, руководитель управления бюджетной реформы и реализации муниципальной бюджетной политики горадминистрации. С июля 2008-го по август 2009 года – руководитель управления бюджетной политики и организации закупок для муниципальных нужд.
С сентября по ноябрь 2009 года – директор департамента ЖКХ мэрии. С ноября 2009 года по январь 2010 года – заместитель гендиректора – руководителя управления по вводу объектов в эксплуатацию казенного предприятия Воронежской области «Единая дирекция капитального строительства и газификации». С 1 февраля 2010 года по 16 декабря 2015 года – руководитель управления ЖКХ и энергетики Воронежской области. С 17 декабря 2015 года назначен и.о. первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству. С 17 февраля 2016 года согласован на должность первого замглавы администрации по городскому хозяйству.
С 25 декабря 2017 года был временно исполняющим обязанности главы городского округа город Воронеж. Избавился от приставки «врио» 4 апреля 2018 года, получив 20 голосов депутатов гордумы.
Женат, воспитывает сына.