В здании вокзала станции Новохоперск появился зал исторической памяти

В нем находятся вещи и предметы, имеющие отношение к железной дороге

Светлана Ярцева, 1 августа, 17:36

Светлана Ярцева

Накануне Дня железнодорожника (в этом году он выпадает на 4 августа. – Прим. ред.) корреспондент РИА «Воронеж» встретилась с начальником станции Новохоперск Юлией Рясковой. Два года назад она начала собирать архивные снимки, документы, вещи, а также предметы, имеющие отношение к железной дороге.

В самом начале нашей беседы Юлия уточнила, что место, в котором мы с ней находимся, – не музей, а именно зал исторической памяти. Слишком мало еще здесь экспонатов, да и процесс получения статуса музея – дело кропотливое. Но девушка не исключила, что это может состояться в будущем.

Начали «танцевать» от потолка

Несколько лет назад во время своей очередной рабочей поездки на станцию Новохоперск начальник ЮВЖД Павел Иванов указал Юлии Рясковой на пустующее помещение, которое раньше было залом ожидания.

Неизвестно, чем бы закончился тот разговор и под какие нужды приспособили бы помещение, если бы героиня публикации не обратила внимание руководителя на великолепную лепнину на потолке зала.

– Павел Иванович согласился, что нельзя допустить, чтобы такое помещение оказалось в забвении, – вспоминает собеседница. – И предложил мне обустроить в помещении зал исторической памяти.

Собирать информацию Юлии помогали и продолжают помогать ее коллеги. Кто-то поделился архивными фотоснимками, другой принес личные вещи работавших на железной дороге родственников. Кое-что нашла она сама, разбирая завалы в комнате на втором этаже здания вокзала. Именно там, к примеру, хранился флаг СССР с вышитым гербом и надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Молва о том, что в Новохоперске собирают информацию, связанную с историей железнодорожной станции, долетела до Волгоградской области. Откликнулась жительница города Дубовка Юлия Утешева. Сведения о ее отце-железнодорожнике и фронтовике, которые она передала, легли в основу стенда, изготовленного ко Дню Победы.

Михаил Николаевич Бычков родился в семье служащего Юго-Восточной железной дороги. Отец Михаила работал машинистом. Сын пошел по его стопам. В 1931 году окончил курсы машинистов, через два года его назначили на должность машиниста паровоза депо Таловая. Война застала семью Бычковых в Бутурлиновке, где они жили в тот период. Но дом разбомбили, и им пришлось переехать в Калач. Там в 1943 году Михаила назначили на должность дежурного по станции. В 1945-м он стал машинистом паровоза.

Уже в конце войны он вел состав с военным грузом, как вдруг в небе появились немецкие бомбардировщики и стали сбрасывать бомбы. От резкого торможения паровоза в топку упали колосники (решетки. – Прим. ред.). Состав замедлил ход. Один из членов бригады, помощник машиниста, струсил, спрыгнул с паровоза и убежал. А Михаил Николаевич взялся устранять поломку. Он быстро надел фуфайку и толстые штаны, шапку-ушанку и рукавицы, замотал лицо полотенцем, облился водой и, рискуя сгореть в раскаленной топке, полез в нее, чтобы установить колосники на место. Когда Михаил Николаевич вылез из топки, одежда на нем горела. Хорошо, что рядом оказался кочегар, который облил машиниста водой. Паровоз набрал скорость и ушел от вражеского обстрела.

Прах Михаила Бычкова покоится в Калаче. Когда его хоронили, процессия остановилась недалеко от кладбища, в тишине раздались гудки всех паровозов, которые в то время находились на железнодорожной станции. Так в последний путь машинисты проводили своего товарища и коллегу, ветерана.

Размещенный в зале памяти стенд о Михаиле Бычкове – пока единственный в своем роде, но Юлия уверена, в будущем появятся и другие.

–  Очень хочется собрать информацию о семейных династиях работников станции Новохоперск, – сказала она. – Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к жителям района, которые обладают такой информацией, с просьбой поделиться ею.

Сами с руками

Начальник станции призналась, что собирать экспонаты – очень интересное и в то же время хлопотное занятие. Вот, к примеру, электрожезловый аппарат системы Трегера. Устройство предназначалось для регулирования движения поездов на малозагруженных участках железной дороги.

– На участке пути устанавливали комплект: два одинаковых аппарата Трегера, по одному на каждой из станций, ограничивающих перегон, – рассказала Юлия Геннадьевна. –  Внутри аппарата, в специальной кольцевой прорези, хранился четный запас так называемых жезлов с номером, названием станции, их выдававшей, и серией в виде букв. Каждый перегон имел оригинальные жезлы – с собственной формой колец, которые не подходили к аппаратам другого перегона, как ключи от одной двери не подходят к другой. Именно эти металлические жезлы служили пропуском поезда на перегон.

Аппараты Трегера – это усовершенствованный вариант дореволюционных английских аппаратов компании «Вебб и Томпсон». Последние давали сбои в работе, приводившие в итоге к авариям и гибели железнодорожников. Автором российского устройства стал гениальный инженер-самоучка Даниил Трегер.

Электрожезловые аппараты Трегера оставались актуальными до 1940-х годов, пока у железнодорожников не появилась блокировочная техника нового поколения – полуавтоматическая и автоматическая.

Еще один экспонат – механические весы для взвешивания вагонов, их привезли из Белгородской области. Максимальная нагрузка на них составляет 150 тонн. По словам Юлии Рясковой, на станции Новохоперск с помощью таких же весов, только более позднего производства, фиксируют вес на платформе.

Чего нельзя достать, то создатели зала исторической памяти воссоздают сами. В данном случае речь идет о двух моделях техники – тележки для перевозки багажа и велодрезине.

Частичка прошлого – деревянные скамьи, на которых коротали время в ожидании поезда пассажиры. Они, а еще чемоданы и баян, – часть инсталляции, которая добавляет в выставку ностальгии.

В витринах – Книга Почета, фотографии, грамоты, несколько экземпляров специализированной литературы начала прошлого столетия, пряжка для железнодорожного ремня, макет паровоза. Две витрины посвящены Великой Отечественной войне. В них – красноармейская каска, командирский планшет, фляга-термос, фотоснимки и многое другое. А еще есть среди экспонатов – двое одинаковых часов. Почему двое? Юлия Ряскова говорит, что, имея способность быть настроенными на одну связь, они синхронизируются друг с другом. Находясь в разных местах, эти часы показывают одинаковое время. Юлия предположила, что одни такие часы, к примеру, могли висеть в кабинете дежурного по станции, а другие – здесь, в зале ожидания, где теперь все – память.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.