В Воронежском центре современного искусства открылась выставка странных коллекций
На их примере художники исследуют мотивы, практики и результаты собирательства.
Софья Успенская, 28 декабря 2013, 18:37
В пятницу, 27 декабря, в Воронежском центре современного искусства открылась выставка о собирателях и коллекционировании «Свидетельства». На примере удивительных коллекций художники предлагают посетителям исследовать мотивы, практики и результаты собирательства.
На первый взгляд «Свидетельства» кажутся странным набором непонятных вещей. Отличается даже организация выставки – если обычно кураторы ВЦСИ сопровождают работы художников подробными пояснительными текстами, то здесь рядом с коллекциями нет ни их владельцев, ни названий – только яркие листочки-стикеры с заметками, похожими на обрывки мыслей.
В экспозицию вошли личные коллекции воронежских художников и их друзей. Список коллекционеров и дарителей вывешен у входа на выставку. Разобраться в нем сложно, впрочем, это и неважно.
Двадцать одинаковых игрушечных медведей, набор фотографий разных городов, коробочки с сюрпризами, поднос с камушками и листьями из Тосканы, несколько театральных плакатов, леопардовые туфли с такой же сумочкой. Гадать, что это за коллекции, что они могут значить и чем руководствовались их собиратели, предоставляется зрителю.
– Конечно, у каждой из этих коллекций есть история, – говорит куратор выставки Николай Алексеев. – Но для каждого она означает что-то свое и нам с вами может быть совсем непонятна. Человек собирал эту коллекцию по каким-то своим мотивам, но что они говорят постороннему? Ничего.
Своеобразной связкой и одновременно ключевым вопросом для всех коллекций становится фильм, который транслируется в одном из залов.
– Это ютьюбовский ролик, в котором мальчик показывает свою коллекцию минералов, – поясняет Николай Алексеев. – Наверное, кто-то его попросил это сделать и заснял на видео, но посмотрите, как он разбирает эту коллекцию: он просто открывает коробочку, достает камень, показывает его, называет и убирает назад, никак не пропуская это через себя, не выражая никаких чувств и никакого интереса к этой коллекции. Зачем она ему? Почему он начал собирать эти камни? Чем вообще мы руководствуемся, когда начинаем что-то коллекционировать? Модой, полом (ты мальчик, значит, должен собирать марки), собственным интересом?
Ответить на эти вопросы каждый может для себя сам.
– У вас ведь наверняка тоже есть дома какие-то вещи или коллекции, которые вы по тем или иным причинам собирали? – предлагает поразмыслить над сутью собирательства директор галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов. – Почему вы храните их? Что мешает вам их выкинуть? Я в свое время собирал абсурдные образцы советской пропаганды, почему-то меня тянуло на это.
Посетителям выставки предлагают подумать над вопросом, какое чувство заставило кого-то сохранить эти вещи.
– Какие-то вещи дарятся друг другу и становятся частью личной истории, какие-то собираются из исследовательских соображений, третьи служат источником вдохновения. В вещах перед нами разворачивается запутанная система человеческих взаимоотношений, поисков и интуиций. И естественно, что «Свидетельства» можно было бы расширить до планетарного масштаба, потому что все человечество занимается тем же, чем небольшая группа воронежцев, ставшая основой для выставки, – комментирует экспозицию художник Илья Долгов.
Столь сильная притягательность коллекционирования подчас нелепых вещей, по мнению художника, – в желании победить смерть.
– Поколения людей-собирателей сменяются, оставляя после себя разрозненные коллекции чучел животных, картин, странного мусора и чего угодно еще. Эти наборы вещей становятся самостоятельными, теряют личные смыслы, вступают во взаимодействие с другими освободившимися от авторов коллекциями, Илья Долгов, художник.Выставка будет работать в Воронежском центре современного искусства (проспект Революции, 29) до 27 января. Вход свободный.