В Воронежском музее Крамского открылась выставка лучших в стране иллюстраторов Пушкина
Живопись и графику московских художников приурочили к Году литературы.
Софья Успенская, 28 марта 2015, 16:03
Выставка работ московских иллюстраторов Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина открылась в воронежском музее Крамского 26 марта. Оба художника в разное время иллюстрировали произведения Пушкина и получили известность и признание благодаря этим работам. В экспозиции собрано более 70 работ художников 1930-1970-х годов из собрания Государственного музея А. С. Пушкина.
– Это наш вклад в Год литературы, – рассказал директор музея Крамского Владимир Добромиров. – Когда речь идет о таком материале, который вы сегодня увидите, всегда возникает чувство гордости за то, что мы смогли привести эту коллекцию и показать ее в нашем городе, ведь это действительно выдающиеся мастера.
Имена Николая Кузьмина (1890-1987) и Татьяны Мавриной (1900-1996) стали хорошо известны среди художников еще в начале 1930-х годов, после выставки «Группы 13», в которую они пришли в 1929 году. «Группа 13» объединила художников-графиков, стремившихся к живому трепетному рисунку, который должен ложиться на бумагу непосредственно, без предварительной подготовки. Само название − чертова дюжина − не только обозначало количество участников первой выставки, но и ассоциировалось с неким вызовом академической школе.
– Оба эти художника Разными путями пришли в иллюстрацию, и мир их работ был очень разным. Разными были даже их рабочие кабинеты – у Николая Васильевича строгий, с энциклопедиями и скульптурным бюстом мадам Дюбарри, а у Татьяны Алексеевны – светлая комната, декорированная яркими тканями. Так они и жили под одной крышей, каждый иллюстрируя свое, – рассказала старший научный сотрудник фондов Пушкинского музея Алла Руднева.
Татьяна Маврина увлеклась иллюстрацией после войны. Получив премию за рисунки к сказке о рыбаке и рыбке, она связывает свою жизнь с издательством. Сравнительно поздно – в 1960-е – художница нашла свой индивидуальный стиль: сочетание иконописи, лубка и традиционной русской миниатюры – и это принесло ей известность. В своих работах – и это хорошо видно на выставке – она использовала золотой фон, много красного цвета, приемы иконописи и древнерусского письма. Татьяна Маврина внимательно изучала своды русских летописей и очень бережно относилась к тексту. Все тексты к иллюстрациям она писала от руки – в результате получалась действительно уникальная ручная работа, и это очень ценилось на западе (именно за этот прием Татьяна Маврина первая из советских художников получила премию Андерсена).
Николай Кузьмин получил известность, взявшись за другую часть творческого наследия Пушкина – стихи и романы. Он много задумывался о том, каким образом рисовал сам Пушкин и пытался повторить манеру писателя. Таким образом Кузьмин обнаружил, что Пушкин был действительно талантливым художником: добиться такой четкости, рисуя «в темпе Пушкина» ему удалось не сразу: профессиональный художник Кузьмин был вынужден сделать около 10 набросков, прежде чем смог повторить знаменитый портрет Пушкина.
В 1930 году Кузьмин нарисовал портрет поэта с Натальей Гончаровой. В это время художник уже прочувствовал творчество Пушкина, и, взявшись за тему отношений, которая всегда волновала современников, сумел отойти от шаблонов, нарисовав не просто великого поэта и красавицу-жену, но двух людей, образы которых не сводятся к простым объяснениям. Фактически в творчестве Кузьмина Пушкин впервые сам стал героем своего романа.
Выставка продлится в Воронеже до 24 мая.