В Воронеже топовый блогер рассказал, как правильно вести сетевой дневник и что из этого может выйти
Лекция прошла в рамках форума New Media Voronezh 2013.
Софья Успенская, 3 мая 2013, 13:28
В рунете Станислав Апетьян известен как блогер ПолиТрэш – популярность в сети он заработал, сливая в журнал компромата на оппозиционеров, а после скандальной публикации переписки из взломанной почты Навального о нем узнали люди, даже далекие от блогосферы. Сам блогер называет ПолиТрэш провокацией, из Живого журнала почти переехал в Twitter, и в последнее время все чаще представляется не как автор «топового политического мусоросборника», а как эксперт по Интернету и новым медиа, преподаватель факультета политологии ВШЭ. В этом новом качестве он и выступал в Воронеже на форуме «Блогосфера-2013», организованном в рамках Фестиваля культурных инициатив New Media Voronezh.
– Сейчас блогером может стать любой – главное, публиковать интересный контент, – говорит Станислав Апетьян. – И мотив почти у всех один: тщеславие, стремление к популярности. На какой площадке это делать, разницы почти нет, и не обязательно выбирать что-то одно. Можно и даже нужно вести блог, скажем, в Живом Журнале, анонсировать материалы из него «В контакте» или на Facebook, публиковать сообщения и настроить трансляции в Twitter. Если брать топовые темы, которые привлекают наибольший интерес аудитории, то это путешествия, репортажи. Все больше интереса вызывает тема урбанистики – то, как город устроен, как он благоустаивается, то есть примерно то, о чем Илья Варламов или Артемий Лебедев пишут.
А вот от идеи писать от политике многие крупные блогеры сейчас отказываются:
– Сейчас блоги все больше деполитизируются. В сложной политической обстановке рекламодатели все меньше хотят, чтобы их ассоциировали с той или иной политической силой, поэтому и блогеры, которые хотят успешно монетизировать свои дневники, стараются в политику не лезть.
Доходы, которыми блогеры в этому случае рискуют, у некоторых гораздо выше, чем доходы от традиционных СМИ.
– В дневниках известных блогеров, таких как Варламов или Сергей Доля рекламный пост стоит около 100 тысяч рублей, причем это не джинса, а посты, помеченные как реклама. И таких постов в месяц у них не один, так что общий доход от блога может выйти на миллион рублей в месяц. Конечно, все они платят налоги, но даже после этого сумма остается внушительная.
А вот регистрировать блоги в качестве СМИ никто не спешит.
– Де факто по степени влияния и контенту многие блогеры не уступают СМИ, некоторы из них работают как профессиональные журналисты: регулярно публикуютпосты, профессионально подают информацию. Но если блог регистрируется как СМИ, то к нему уже можно применять все ограничения, которые предполагает Закон о СМИ. Как блогер он высказывает свое частное мнение, как представитель СМИ уже должен отвечать за него. Естественно, блогеры стремятся остаться как можно более независимыми, поэтому становиться СМИ не спешат. Скорее можно говорить о синергии блогов и традиционных СМИ: СМИ все чаще берут оперативную информацию из блогов, тем самым масштабируя значение блогов и их популярность, блогеры благодаря такое рекламе становятся более известными, их приглашают куда-то, у них появляется больше возможностей получать информацию, которую они публикуют, и контент из блогов снова идет в трациционные СМИ. Получается такой круговорот.
В то же время российские блогеры все еще действуют по интуиции, а что за штука такая – блог – в нашей стране мало кто знает:
– Сейчас различия между традиционными СМИ и новыми медиа все больше стираются, даже некоторые журфаки преобразуются в факультеты медиакоммуникаций, но по факту там по-прежнему готовят специалистов для традиционных СМИ, а полноценных лабораторий по изучению Интернета, таких, например, как Oxford Internet Institute, у нас пока нет. Новое поколение блогеров воспитывается по наитию, но я считаю, в этом нет ничего страшного нет, мы «росли» так же.
В то же время российская блогосфера постепенно упорядочивается и избавляется от накрученных топов и фальшивых знаменитостей:
– Когда мы говорим про любые цифры подписчиков, то надо иметь в виду, что чаще всего они не имеют никакого отношения к реальности. Сейчас рекламодатели уже почти не смотрят на количество подписчиков, потому что им нужен результат, а не дутые величины, накрученные с помощью ботов и «мертвых душ». Вот этот «черный рынок» в SMM – он постепенно исчезает, он не нужен рекламодателям. Но даже если мы говорим о живых подписчиках, то все равно они не отражают реальной популярности. Во-первых, очень многие сервисы при регистрации сразу предлагают подписаться на несколько самых популярных блогеров по разным темам, чтобы сформировать первоначальную базу подписки. Дальше человек может вести аккаунт в соцсети и действительно читать тех, на кого подписался, а может вовсе туда не заходить, но в подписчиках-то он останется. По статистике, 70% пользователей Twitter не ведут его. Поэтому главный признак популярности блогера – это активность вокруг его записей: если вы видите, что то, что он пишет, комментируют, репостят и лайкают, то он популярен. Если у него 70 тысяч подписчиков и ни одного комментария, он никому не нужен.
Ответил Станислав и на вопрос, который сейчас интересует многих Интернет-пользователей – куда идет рунет, и что будет, если власти продолжат «закручивать гайки» и принимать новые законы, регулирующие Интернет: ждет ли нас Интернет, как в Китае?
– В Китае на самом деле все не так уж плохо, – рассказал Станислав Апетьян, – многие думают, что раз там закрыты доступы ко многим мировым сервисам вроде Facebook или Twitter? То у них нет Интернета, но это не так. Взамен там развиваются свои сервисы: например в китайском «Twitter» Weibo зарегистрировано 300 млн. пользователей – это больше, чем во всем мировом Twitter. У самого популярного китайского микроблогера, если не ошибаюсь, это какая-то певица, 37 млн. подписчиков! Но надо понимать, что в Китае все это было сделано на этапе зарождения Интернета, поэтому местные сервисы там вполне заменили мировые. У нас сейчас предложить реальную российскую альтернативу всемирным сетям невозможно: сейчас в сети есть все, что нужно, и у пользователей не будет никакой мотивации регистрироваться в каком-то новом сервисе. Единственный вариант – закрыть доступ к мировому Интернету полностью, но это маловероятно.