В Воронеже стартовал федеральный проект «Искусство возможного»
Установочную лекцию ректора ВГАИ Эдуарда Боякова заменило выступление художника Сергея Горшкова.
Софья Успенская, 31 мая 2014, 21:40
Сегодня, 31 мая, в Воронеже стартовала конференция федерального проекта по созданию «дорожной карты» современного искусства. Воронежская часть «Искусства возможного», призванного наметить пути развития отечественной культуры на дискуссионных площадках в восьми регионах страны, получил неоднозначные отзывы среди местных активистов. Ректор Академии искусств Эдуард Бояков раскритиковал ее за отсутствие конкретики, а общественник Илья Бейлин похвалил за нацеленность в будущее.
Столица Черноземья стала одним из восьми российских городов, в которых, по замыслу организаторов, урбанисты, студенты, художники, дизайнеры и другие представители творческих профессий с помощью дискуссий и работы в группах создадут образ будущего российского искусства. В каждом из городов-участников конференцию открывает лекция известного спикера, в которой он рассказывает о своем видении культурного поля в городе, а затем участники мероприятия строят разговор, опираясь на озвученные тезисы.
В каждом из городов-участников конференцию открывает лекция известного спикера, в которой он рассказывает о своем видении культурного поля в городе, а затем участники мероприятия строят разговор, опираясь на озвученные тезисы. К примеру, в Тольятти это был известный музыкант Псой Короленко, в Туле – урбанист и футуролог Артем Желтов. В Воронеже таким спикером должен был стать ректор академии искусств Эдуард Бояков с лекцией «Символический капитал города – пространство возникновения нового искусства». Предполагалось, что его выступление начнется после презентационного ролика и вступительного слова куратора проекта, руководителя Всероссийской ассоциации по играм в образовании RAGL Алексея Глазунова (Москва).
Однако уже через пятнадцать минут после начала мероприятия Эдуард Бояков покинул аудиторию, отказавшись принимать участие в проекте.
– То, чем вы тут занимаетесь – это просто разговоры, местной повестки нет. За то время, что я тут просидел, я не услышал ничего конкретного, я в таком мероприятии участвовать не хочу, – объяснил свою позицию ректор академии искусств.
Организаторы проекта «Искусство возможного», в свою очередь, считают, что произошло недоразумение, и из-за заминок в организации мероприятия Эдуард Бояков просто не дождался главных событий проекта.
– Нам, конечно, очень жаль, что так вышло, вероятно, здесь мы виноваты как организаторы, нам стоило сразу передать слово лектору, – признал воронежский организатор мероприятия Илья Бейлин, – но в любом случае никаких претензий у нас нет. Я думаю, что для Воронежа это мероприятие – в первую очередь, интересная площадка, куда приезжают люди, которые бывают в разных городах России. Спич – это, собственно, только начало разговора, затем мы предлагаем некий обмен мнениями и работу в группах, где можно с этими интересными людьми пообщаться и спланировать какие-то события.
В результате на посту лектора Эдуарда Боякова заменил известный воронежский художник и скульптор, арт-директор галереи «Х.Л.А.М», куратор визуальной программы фестиваля «Чернозем» Сергей Горшков – он рассказал о своем опыте участия в пермском культурном проекте и о том, почему люди настороженно относятся к арт-объектам в городской среде.
– В Воронеже несколько раз пытались осуществить различные проекты по изменению городской среды, и они были направлены не на то, чтобы Воронеж стал другим городом, а чтобы людям в нем стало жить интереснее. Очень часто мы сталкиваемся или с безразличным отношением к своему городу или даже с вандализмом по отношению к арт-объектам. И бывает, что авторам боязно размещать в городской среде свои произведения, если речь не идет о памятниках на гранитных постаментах, – рассказал Сергей Горшков.
По мнению художника, дело в том, что жители города зачастую с опаской относятся к тому, что призвано повлиять на них, и в результате они заведомо воспринимают художника как врага.
Организатор проекта «Искусство возможного» в Воронеже Илья Бейлин уверен, что мероприятия, подобные сегодняшнему, как раз таки могут помочь подготовить горожан к тем или иным культурным изменениям.
– Сергей говорил о Перми, когда люди нелогично реагируют на, казалось бы, безобидные вещи, на безобидный дизайн. Технология «Микроскоп», которую мы используем сегодня, позволяет узнать мнения людей о том, что ждет город в самом ближайшем будущем, какие у них намерения, потому что будущее складывается из намерений. Конечно, искусство нельзя спланировать, но осмыслить какие-то образы будущего мы можем, чтобы спустя какое-то время уже не бояться новых практик, а принимать их как нечто естественное. Илья Бейлин, организатор проекта "Искусство возможного" в ВоронежеБурное обсуждение лекции, во время которого участники мероприятия успели поспорить и о стоимости пермского проекта, и о необходимости государственного финансирования искусства, и о возможности арт-объектов влиять на горожан, и даже о том, каким должен быть ремонт государственного вуза, постепенно перешло в работу над проектами. Разделившись на две группы, воронежцы проработали свои идеи по технологии «Микроскоп».
– Получилось в хорошем смысле много идей, которые участники проекта нанесли на карту. В основном, это были события фестивального порядка, в том числе мероприятия, похожие на смарт-уикенд, который проходил в Воронеже весной. Был хороший проект, посвященный стрит-арту. Свои намерения участники анализировали, переводили в цели и реальные проекты, в результате появились даже новые направления в городской жизни, – рассказал Илья Бейлин.
Результаты этого обсуждения войдут в федеральный сборник материалов проекта «Искусство возможного», который объединит «дорожные карты» по искусству восьми городов. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные Институтом проблем гражданского общества в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации.
– Такие мероприятия помогают создать комфортную дружелюбную среду, а для этого надо собираться и обсуждать на различных мероприятиях – это могут быть фестивали, а могут быть маленькие лекции, важен не масштаб, а последовательность, – уверены организаторы проекта «Искусство возможного».