В Воронеже режиссер Лариса Садилова рассказала «о нас» фильмом про таджикских гастарбайтеров
В нашем городе открылся международный кинофестиваль «Сталкер».
Софья Успенская, 3 апреля 2014, 14:14
В четверг, 2 апреля, в Воронеже открылся международный кинофестиваль «Сталкер». Как уже сообщало РИА «Воронеж», в течение недели в нашем городе будут идти бесплатные кинопоказы и творческие встречи с известными режиссерами. Фестиваль «Сталкер» каждый год собирает лучшие игровые и документальные фильмы о правах человека. После того, как он проходит в Москве, организаторы привозят лучшие фильмы фестиваля в регионы. Событие анонсируется как не политическое и не коммерческое, все картины показывают бесплатно.
В Воронеже фильмом открытия стала лента Ларисы Садиловой «Она».
– Лариса наш талисман, – представил автора картины директор Гильдии кинорежиссеров России Игорь Степанов. – Она училась во ВГИКе в самые сложные годы, в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Это очень интересный курс, там учили и актеров, и режиссеров, и Лариса одновременно является актрисой, и сама же снимает кино. Каждый год она делает по картине, которая потом становится призером различных кинофестивалей.
Фильм «Она» – история таджички Майи, которая сбегает из дома и приезжает к любимому в Москву. По дороге из аэропорта Майя улыбается, мечтает о том, как они с любимым заработают денег, построят свой дом. Однако реальность оказывается немножко другой: Майю ждет картонный поселок гастарбайтеров за заброшенной стройкой в Подмосковье («В России все так живут»!), облавы ФМС и любимый, который не считает нужным сообщить ей, что готовится вернуться на родину и хочет жениться на девушке, которую подыскали ему родители («А что я ей скажу?»). Майя оказывается одна в чужой стране, где ее положение исчерпывается фразой одной из героинь фильма: «Кто она? А она, в принципе, никто».
По словам Ларисы Садиловой, эта история, основанная на реальных событиях, довольно типична.
– Такая история произошла в дачном поселке, где я живу: там тоже привезли девушку и бросили, – рассказала режиссер. – Она осталась в чужой стране, без языка, без работы, пошла по рукам. Но потом она все же поехала домой, в поезде познакомилась с парнем, таджиком, и сейчас у них все хорошо – они женаты, у них дети. И на самом деле таких историй много, много таких девушек, которых привозят и бросают.
В фильме история заканчивается немного иначе, чем ее прототип, но тоже хорошо: Майя находит не только проблемы, но и неравнодушных людей, и понимание, и даже общий язык, на котором герои понимают друг друга без слов.
– Картина моя о мигрантах, но не только о них – это фильм о нас, о том, как мы живем, как собираемся жить, и что нам дальше делать.
Почти все актеры в фильме - не профессиональные. Для массовки набрали реальных мигрантов, живущих в Брянске, где снималось кино (поселок гастарбайтеров в фильме копирует реальный поселок под Мытищами – но туда съемочную группу не пустили). Главную роль исполняет студентка из Душанбе Нилюфар Файзиева — ее авторы фильма нашли, когда проводили кастинг среди танцовщиц душанбинского театра «Падида» (именно там в свое время нашел исполнительниц для своих фильмов «Молчание» и «Sex и философия» знаменитый иранец Мохсен Махмальбаф).
Съемочная группа картины тоже была многонациональной. Художник-постановщик – киргиз, вгиковец Талгат Асыранкулов. Часть группы – из Таджикистана, часть – из Узбекистана. Российских актеров взяли из брянских театров («Я принципиально не тащила актеров из Москвы, это сложно, да и незачем»).
Для зрителей фильм становится если не откровением (наверное, и без фильма понятно, что нелегальные мигранты в России живут плохо), то попыткой посмотреть на проблему совсем с другой стороны – не с точки зрения человека, который каждый день брезгливо косится на плохо одетых выходцев из Средней Азии в транспорте, на стройках или на рынке – а с точки зрения жителя большой страны, в которой одни люди живут нормально – а другие только мечтают об этом.
– Я до сих пор считаю себя советским человеком, я считаю, что Советский Союз не распался, просто принял какую-то уродливую форму. И для меня было очень важно не перейти эту грань, никого не обидеть: ни русских, ни таджиков - никого не жалеть и не осуждать, – говорит режиссер.
Поэтому название фильма каждый трактует по-своему и смотрит на него со своей позиции:
– Почему «Она»? У меня на картине работала женщина, которая возила труппу, и она сказала мне как-то: «Такое странное название – "Она" – может она – это Майя или Надя. Или вообще наша родина...».