В Воронеже прошел рейд по аптекам, продающим кодеиносодержащие препараты без рецепта врача
В одной из них свободно продали «Тропикамид», также входящий в список товаров особого контроля.
Павел Горячев, Олеся Шпилева, 27 февраля 2013, 17:31
С 1 июля 2012 года изменился порядок продажи лекарств, включающих в свой состав кодеин. Согласно постановлению Правительства, отпускать такие препараты можно только при предъявлении особого рецепта, действительного на протяжении нескольких дней. Подобные меры предосторожности понятны: из кодеиносодержащих лекарств получается один из самых страшных современных наркотиков – дезоморфин, именуемый в простонародье «крокодил». Однако часто аптеки пренебрегают мерами правилами. Выявить недобросовестных провизоров решили сотрудники госнаркоконтроля и члены «Молодой гвардии», к которым и присоединились корреспонденты РИА «Воронеж».
Способ выявления нарушителей – контрольная закупка. Активист «Молодой гвардии» заходит в аптеки и пытается купить любой из препаратов, свободная продажа которых запрещена. Если аптекарь продаст лекарство без рецепта, ему придется пообщаться с наркополицейскими, которые ждут за дверью. Свидетели – необязательны: все фиксирует крошечная камера, спрятанная в кармане активиста.
В первой встретившейся аптеке на улице Жукова нас ждет неудача.
- В аптеке просто кончились искомые препараты. Вполне возможно, мне бы их продали без всякого рецепта. Но кто ж теперь знает…, - досадует координатор акции Александр Каминский.
В аптеке, расположенной на улице Владимира Невского – та же картина. Предъявить, опять же, нечего. Но третья попытка - на улице Лизюкова приносит успех. Аптекарь продает «молодогвардейцу» два пузырька «Тропикамида», не спросив рецепта.
Это лекарство не содержит кодеина, но, тем не менее, оно тоже входит в список товаров особого контроля. Этот препарат наркоманы называют «Тропик». Они употребляют его в качестве замены героину. Александр Каминский, координатор акцииВместе с представителями Госнаркоконтроля заходим в крошечный зал. Продавщица явно испытывает шок от появившихся «наркополицейских».
- Ничего я не продавала этому молодому человеку. Он не дал мне рецепт, и я ему отказала, - говорит аптекарь Людмила Анатольевна.
- Неплохо сообразила. Если бы она сказала, что продала по рецепту, ей бы пришлось его нам показать, - объясняют «молодогвардейцы».
Два пузырька в руках Каминского, по мнению аптекаря, не улика – на них нет упаковки.
- Так вы же специально вынули флакон из коробки перед тем, как мне отдать! - возмущается Александр.
Пустые упаковки из-под «Тропикамида» в коробочке с чеками подтверждают: он не врет. А то, что этих упаковок в коробке три, а не две, свидетельствует о том, что беззаконие в этой аптеке происходит не впервые.
В заполненное «наркополицейскими» и активистами помещение аптеки то и дело заходят любопытнейшие персонажи. Один из них неуверенной походкой направляется к прилавку.
- А вы за каким препаратом, если не секрет? – спрашиваем мужчину.
- За аскорбинкой! - отвечает он и буквально вываливается из помещения.
Показания Людмилы Анатольевны тем временем меняются. Она объявляет сотруднице Госнаркоконтроля, что действительно продала лекарство. Но сделала это из жалости, ведь молодой человек «рассказал о своей больной бабушке». «Молодогвардейцы» смеются: запись диалога между активистом и продавщицей докажет лживость ее слов, уверены они.
Тем временем, на место происшествия прибывают и обычные стражи порядка.
Такое в этой аптеке не впервые. Уголовное дело на них уже возбуждено. Дело в том, что дважды, в сентябре и ноябре, нашему сотруднику здесь продавали без рецепта кодеиносодержащий препарат «Седал». Тем не менее, аптека пока работает, дело передано в суд, но обвинительный приговор еще не вынесен. Елена Бузулыкина, старший лейтенант полиции- Я рад, что мы обнаружили правонарушителя, - сообщает Александр Каминский. – Честно говоря, таких аптек – подавляющее меньшинство. Всего в городе 263 аптеки, за 2 недели наших рейдов мы проверили 210 из них. И всего лишь в трех во время нашей проверки нарушили закон. Аптеки, попавшиеся на преступлении – мелкие, «частники». Крупным аптечным сетям репутация дороже сиюминутной незаконной прибыли. Мы будем добиваться того, чтобы аптеки-нарушители были лишены лицензии.
Даже у обычного человека, регулярно использующего кодеиносодержащие лекарства, может возникнуть наркотическая зависимость от них. Не говоря уже о том, что дешевизна и доступность таких препаратов – на руку наркоманам, готовящим из кодеина дезоморфин (в народе «Крокодил»). Действие этого наркотика скоротечно – длится всего около двух часов, привыкание вызывает уже через 3 дня, а последствия ужасающие: тело человека буквально начинает гнить заживо, появляются язвы, гноящиеся раны, выпадают зубы, ногти. Это один из самых быстро убивающих наркотиков: дезоморфиновые наркоманы умирают в течение примерно двух лет. Так что и рейды ФСКН, и гражданские инициативы, такие, как разрисовывание, оклеивание аптек-нарушителей стикерами – в этой борьбе все средства хороши. Александр Орлов, главный нарколог Воронежской области