Левобережный райсуд Воронежа вынес приговор семье Полухиных, которая обвинялась в продаже пищевого мака с примесью маковой соломки и покушении на ее сбыт во вторник, 7 июля. Как передала из зала суда корреспондент РИА «Воронеж», глава семьи Александр Полухин получил в наказание 8 лет и 4 месяца колонии строгого режима. Его супруга, Мария Полухина, дочь, Евгения Полухина, и сестра жены, Нина Чурсина,, получили по 8 лет 6 месяцев колонии общего режима. Женщинам суд назначил наказание на два года больше, чем просило обвинение.
Большие реальные сроки шокировали родных Полухиных и присутствующих журналистов. Особенно это касается наказания для женщин, которым обвинение просило по 6,5 лет лишения свободы. Защита уже заявила о намерении обжаловать суровый приговор. Гособвинитель Николай Смагин отказался от подробных комментариев до получения текста приговора. Прокурор пояснил, что предпринимателей осудили по десяти преступным эпизодам, связанным со сбытом, покушением на сбыт и приготовлению к сбыту маковой соломы. Кроме того, прокурор заявил, что зафиксировал оскорбления в зале суда и будет подавать рапорт по поводу поведения Александра Полухина. Когда судья зачитывала приговор, подсудимый назвал "заказчиков дела" и зачитывал выдержки из библии о грехах, обращаясь к прокурору и судье, и говорил проклятия. Судья Татьяна Лебедева игнорировала выкрики и громкие заявления подсудимого "для прессы".
Дело «о маковых булочках» тянется с 2009 года. По версии следствия, учредитель магазина Мария Полухина была организатором преступной группы. Ее муж, Александр Полухин, как военный пенсионер высшего офицерского состава, «квалифицированным специалистом в вопросах тактики и стратегии, согласно ранее разработанному Чурсиной Н.В. и Полухиной М.В. плану, разрабатывал конспиративные методы с целью исключения возможности задержания сотрудниками правоохранительных органов». Дочь Евгения и Нина Чурсина продавали мак наркоманам, добавляя в него соломку.
В судебном процессе защита предпринимателей опиралась на то, что официально в России запрещен опийный мак, а не пищевой. Последний продается в магазинах и используется в кондитерском деле. Однако после принятия поправок к ГОСТу наркополицейские начали борьбу «за чистоту мака». Появились дела против бизнесменов, в товаре которых находили примеси соломы и опия. В суде сторона защиты ссылалась на экспертизы московских и пермских специалистов. Те указали на нарушения методик при исследовании пищевого мака, изъятого у Полухиных. Штатные эксперты наркополиции назвали его «смесью семян мака с маковой соломой». Но, по мнению пермских экспертов, речь шла о «примеси». «Смесь» создают искусственно, добавляя одно вещество в другое. «Примесь» – результат естественных процессов, в чистом виде вещества без примесей в природе почти не встречаются. Чтобы отнести объект к смеси, эксперт должен выявить признаки смешения. Без них формулировка о смеси «является заведомо ложным утверждением», отметили специалисты.
Специалист-нарколог отметил, что для наркотического эффекта нужно не менее 1,5 кг семян мака с содержанием маковой соломы не менее 3%. Кроме того, адвокаты сослались на грубые нарушения сотрудников УФСКН. В деле десять эпизодов сбыта наркотиков, в большей части которых фигурируют засекреченные агенты ведомства. Защита настаивала – если Полухины совершали «преступные действия», наркополицейские были обязаны их пресечь, а не провоцировать новые. Несмотря на закупки, следствие не представило в качестве доказательств их аудио или видеозаписи, отпечатки пальцев Полухиных на пакетах с маком, который перечислили как вещдоки. Основными свидетелями по делу стали агенты наркополиции и наркозависимые люди.
Подробно о деле Полухиных, позиции защиты и обвинения можно прочитать здесь.