«В Воронеже плавился кирпич». Что немецкие сателлиты писали родным о жестоких боях
В управлении Федерального казначейства открылась выставка военных писем.
Галина Саубанова, 4 марта 2020, 19:12
Выставка «Сражение за Воронеж в письмах солдат и немецко-фашистских захватчиков» открылась в здании регионального управления Федерального казначейства (улица Куцыгина, 15а) в среду, 4 марта. Экспозиция включает 80 стендов с письмами и уникальными военными картами, оружием и снаряжением. Ее организовал Воронежский педагогический университет (ВГПУ) совместно с казначейством.
Первый раздел выставки – письма советских солдат и офицеров.
Во втором разделе собраны немецкие письма и открытки, в третьем и четвертом – солдат 2-й венгерской и 8-й итальянской армий.
Первую экскурсию провел ректор ВГПУ Сергей Филоненко:
– Среди советских писем есть уникальное с фотографией автора и датой – 3 мая 1945 года. Воронежец, старший лейтенант Александр Копытин пишет из Берлина жене: «В Берлине цветут сады, но как хочется увидеть цветение воронежских садов! Враг разгромлен, я скоро буду здесь». Копытин – символ солдата, дошедшего до Берлина. Когда 7 ноября 1941 года в Москве, Куйбышеве и Воронеже прошли знаменитые парады, то в 45-ю дивизию в Воронеже влились 8 тыс. добровольцев, в том числе и Александр Копытин. Через Воронеж, Курск, Сталинградскую битву бойцы 45-й дивизии пришли в Берлин, штурмовали Рейхсканцелярию и здание гестапо.
В письмах немцев – ужас и сомнение, что они выживут в этом аду. Офицер дивизии «Великая Германия» писал: «В Воронеже горело все, плавился даже кирпич. Я не слышал команд, а награждали нас в подвале столярного цеха под вой русской артиллерии».
– Итальянские открытки попали к нам двумя путями. Часть из них трофейные (советские танки захватили итальянскую почту). Вторая часть – письма, которые пришли в Италию, но родственникам их не отдала цензура, потому что итальянцы писали: «Спасите, погибаем!». Через 70 лет итальянцы предложили мне издать эти открытки на итальянском и русском языках. Мы их издали в 2011 году и устроили выставку в Италии, – рассказал ректор педуниверситета.
На открытии выставки зампредседателя совета ветеранов Ленинского района Воронежа, танкист Николай Борисов рассказал, как писал письма с фронта. Он воевал с декабря 1943 года. Со своим экипажем подбил десять фашистских танков, пять танков потерял в бою, дважды был ранен. Освобождал Украину, Польшу, Чехословакию, закончил войну в Праге. Потом 40 лет служил в Вооруженных силах.
– Танки горят, поэтому танкисту нужно было иметь все самое необходимое при себе. А это документы, пистолет на ремне, второй, трофейный, – за пазухой, две гранаты и, конечно, листок бумаги и карандаш. Получал ответы от родных, девушки, друзей. Но наши письма были совсем не похожи на эти, с выставки, которые посылали немцы и их сателлиты. У них даже родственники, жены и дети, были уверены, что они хозяева мира. А мы писали только: «Как здоровье? Как вы там?». Это было главное, – вспоминает Николай Борисов.
Замруководителя Федерального казначейства Александр Михайлик рассказал, что его отец участвовал в Острогожско-Россошанской операции:
– Отец рассказывал, что здесь, на Воронежской земле, погибла почти вся венгерская армия: из 203 тыс. солдат скончались 147 тыс. В письмах сателлитов часто звучит вопрос: «Зачем мы сюда пришли?».
Михайлик предложил еще раз издать письма на языке оригинала, чтобы родственники венгров и итальянцев, погибших на Дону, тоже могли их прочитать.
Представленное на выставке оружие и снаряжение в основном найдено под Острогожском поисковым отрядом «Учитель»: французский котелок, номера от итальянской машины, советская каска.
– Многие вещи переходили от одного солдата к другому. Крышка от котелка сменила трех бойцов: на ней остались имена владельцев. На личных вещах часто писали имена, а вот смертные медальоны обычно находят пустыми – заполнять их считалось плохой приметой. Вот эта каска найдена вместе с останками бойца, которому до этого она не раз спасала жизнь: на ней остались следы осколков. Некоторые вещи были переданы в наш музей, люди пользовались ими даже после войны. Например, бритвенный станок и алюминиевую кружечку мой дед принес с войны и использовал их до конца жизни, – рассказал командир поискового отряда «Учитель», доцент кафедры «История России» ВГПУ Александр Меркулов.
Отряд пять лет работает на Сторожевском плацдарме, где с августа 1942-го по январь 1943 года шли ожесточенные бои. Обнаружено и перезахоронено более сотни бойцов, но удалось установить имена только четверых.
– Наш отряд помог узнать о месте гибели лейтенанта Безобразова. Он начал воевать в Подмосковье, оттуда был переброшен на Сторожевской плацдарм и там успел за считанные месяцы совершить несколько подвигов. За день до гибели его наградили медалью «За боевые заслуги». Считался пропавшим без вести, пока мы не обнаружили останки в 2015 году. По номеру медали, оставшейся в нагрудном кармане, удалось установить имя. Лейтенант Безобразов перезахоронен в братской могиле села Сторожевое-1, – сообщил Александр Меркулов.
По окончании выставки все экспонаты вернутся в фонды музея ВГПУ.