В Воронеже открылась выставка о разграблении храмов
Архивные документы и фотографии 1920-х годов рассказывают настоящую историю кампании по изъятию церковных ценностей.
Софья Успенская, 25 октября 2013, 13:01
В Благовещенском кафедральном соборе открылась передвижная выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть». Архивные документы и фотографии 1920-х годов рассказывают настоящую историю кампании по изъятию церковных ценностей. Редкие документы, копии архивных материалов, газеты, фотографии, книги, вещи 1920-х годов повествуют о событиях в Воронеже, Москве, Петрограде, Шуе и других городах России.
Латинское название выставки – слова, которыми римские императоры выносили приговор первым христианам.
– Само название выставки говорит о том, какова была цель этой кампании по изъятию церковных ценностей. Фактически это был грабеж. В конечном счете он привел к катастрофическим последствиям для нашей культуры и цивилизации. Столетия собирались эти ценности, которым нет цены и в материальном отношении, и в духовном. Это был крах, потеря целой культуры. И главное значение этой выставки, мне кажется, в том, что она побуждает нас осмыслить то, что произошло в ХХ веке, понять, по какой причине это произошло, по какой причине эта культура уничтожалась. Я думаю, выставка поднимает множество проблем, которые нуждаются в освещении. председатель Комиссии по канонизации святых протоиерей Андрей Изакар.В учебниках истории долгое время рассказывалось, что церковное имущество изымалось, чтобы помочь голодающим Поволжья, а церковь всячески сопротивлялась этому изъятию. Архивные документы тем временем свидетельствуют, что за несколько дней, с 19 по 23 февраля 1922 года, православная церковь собрала для голодающих около девяти миллионов рублей. Советское государство под предлогом помощи голодающим в том же 1922 году получило от изъятия церковных ценностей в два раза меньше – всего четыре с половиной миллиона золотых рублей. Собственно на покупку продовольствия из них было потрачено менее четверти этих средств, около миллиона рублей. Все остальные деньги пошли на иные цели, в том числе на содержание властной элиты, а большая часть золота и драгоценностей была попросту разворована, о чем свидетельствуют суды, прошедшие над сотрудниками Гохрана.
– Действительно это не очень произносимое название является символом целой эпохи, – говорит историк Владимир Лавренов. – Поразительно, что мы иногда думаем, что то мирное состояние - оно вечно. А ведь сменились эпохи. На выставке можно посмотреть на лица людей, которые принимали решения о расстрелах. Смотришь и не понимаешь, как же так. Они же такие же люди, которые выросли в той же стране, в православной культуре. Выставка действительно пробуждает совесть, пробуждает память.
Руководитель группы авторов, работавших над экспозицией, директор музейно-выставочного отдела московского фонда «Преображение» Светлана Чукавина рассказывает, что поводом для создания экспозиции стала круглая дата - 90 лет кампании по изъятию церковных ценностей. Основой выставки стали документы и фотографии из архивов Москвы и Подмосковья. Однако в каждом городе, где проходит выставка, она дополняется материалами из его истории. В Воронеже экспозиция пополнилась несколькими фотографиями. На двух из них – храмы дореволюционного Воронежа, еще две показывают разруху в храме Благовещенского Митрофановского монастыря – в 1920-е годы в нем устроили склад стройматериалов – и демонстрацию воронежцев, выступивших против вскрытия мощей святого Митрофания.
– Как и во всей стране, в Воронеже из храмов были изъяты золотые и серебряные предметы, просто отобраны, так было везде, – рассказывает Светлана Чукавина. – И, как и по всей стране, эта репрессивная кампания дала возможность власти арестовать тех людей, которые отвечали за существование церкви и устроить обновленческий раскол.
-Есть документы и описи того, что изымалось из церквей. Как правило, эти вещи отправлялись в переплавку и продавались как слитки, то есть совершенно бесхозяйственно, во много раз дешевле, чем они могли бы стоить как вещь со своей историей. При этом погибли очень многие культурные ценности, старинные иконы, утварь. Многое было попросту разворовано, эти вещи до сих пор время от времени всплывают, Светлана Чукавина, историк, руководитель группы авторов выставки.При этом все исследователи отмечают еще одно явление: одновременно с давлением на церковь и разграблением храмов случился невероятный подъем церковной жизни. Материалы выставки рассказывают о том, как миряне на собственные средства не просто содержали храмы и поддерживали в них жизнь, но и сами организовывали службы, сами пели в хоре.
– Такое широкое движение мирян, которое возникло вопреки всему – это пример всем нам, пример подлинной христианской жизни, Светлана Чукавина, историк, руководитель группы авторов выставки.