В Воронеже на один вечер открылась выставка об истории современного искусства
Экспозиция «Под знаком «ПИ». Краткое пособие для юных авангардистов» в ВЦСИ работала 5 часов.
Софья Успенская, 28 июня 2013, 16:20
В Воронежском центре современного искусства на один вечер открылась странная выставка – воронежские авангардисты воссоздали свои старые работы в ретроспективной экспозиции. Выставка «Под знаком «ПИ». Краткое пособие для юных авангардистов» посвящена истории зарождения современного искусства в Воронеже и объединяет материалы «о воронежском музыкальном, литературном, активистском и художественном андеграунде последних 10 лет» и воссоздает ключевые проекты группы «Пограничные исследования» (сокращенно – ПИ, отсюда и название выставки), с которой фактически началось современное искусство в столице Черноземья. Тогда, в начале 2000-х, молодые художники из Воронежа просто делали то, что считали искусством – акции, тексты, перфомансы, квартирные выставки – и рассказывали об этом в Интернете.
Сегодня художники из ВЦСИ – если не именитые мастодонты, то по крайней мере вполне серьезные лауреаты, дипломанты, номинанты, участники крупных выставок и все прочее, что полагается «настоящим» художникам , например, персональная выставка Арсения Жиляева висела аж в Третьяковке. О Воронежском центре современного искусства наслышаны даже за границей, а сам центр недавно получил от областных властей собственное помещение на проспекте Революции. По этому случаю воронежские авангардисты решили вспомнить, с чего все начиналось, и заполнить новое пространство старыми проектами.
На входе – вино из аквариума (разливать пластмассовым половником по пластиковым стаканчикам), на стенах – ковры, под потолком - одежда, в углу – елка, под ней – гигантский голубой заяц «мечта школьницы», на кресле – ноутбук, который сам набирает тексты Толстого, на полу – палатка с телевизором и приставкой «Денди» внутри. По отдельности все это выглядит набором странных вещей, вместе – рассказывает историю современного искусства в Воронеже.
– Эту выставку надо оценивать целиком, здесь нет отдельно взятых работ, все работает только вместе, – поясняет художник Иван Горшков. – Вот, допустим, по отдельности этот ковер – он просто ковер, но в контексте экспозиции отсылает к какой-то домашней обстановке, квартирной экспозиции. Мы вспоминаем годы, когда все это было без денег, без карьерных шагов, без заказчиков, зрителей, журналистов, и тогда на квартире у приятелей мы устраивали перформансы какие-то, делали выставки на коленках. Мы краем уха слышали о том, что современное искусство – оно где-то есть, у нас был Интернет, мы все это читали и смотрели, но, конечно, не так, как сейчас, все это понимали.
«История развития современного искусства в Воронеже одновременно уникальна и типична, – говорится в анонсе выставки. – Небольшая группа фанатичных энтузиастов, занимающихся новыми и непривычными для окружающей среды практиками, прокладывает свой путь среди непонимания и безразличия. То ли интуитивно, то ли в результате точной работы с доступной информацией, они попадают в ритм мировой системы искусства, и работают параллельно с ней – но в своем катакомбном, замкнутом сообществе, где нет кураторов, критиков, выставочных залов, да и зрителей тоже. Именно такая ситуация сложилась в Воронеже десять лет назад, когда появилась группа товарищей, объединившихся в междисциплинарный проект – что-то среднее между психоаналитической лабораторией и арт-институцией. Из размышлений над своим промежуточным положением возникает идея названия проекта. И вот уже группа «Пограничные исследования» (или сокращенно ПИ) устраивает литературные чтения, квартирные выставки, перформансы, акции в городской среде и на донском взгорье, снимает фильмы. Неожиданно этот небольшой, в городских масштабах, процесс стал толчком для развития культурной ситуации города и зарождения в нем современного искусства как нового явления».
Большинство из работ и проектов не сохранилось – единственными «аутентичными» экспонатами можно считать, пожалуй, только маски «трех волшебников», оставшихся от проекта 2010 года. Все остальное – авторские реконструкции, которые так или иначе воссоздают придуманные когда-то инсталляции и перфомансы.
Свободным вход на выставку был в течение вечера , однако это не значит, что теперь экспонаты разберут, и увидеть их будет нельзя. По словам организаторов, выставка будет располагаться в ВЦСИ до сентября, просто теперь желающим посмотреть ее придется записываться на экскурсии заранее. Никакого концептуального подтекста тут нет, причина самая прозаическая - даже с новым помещением ВЦСИ остается проектом энтузиастов, и средств на смотрителей и экскурсоводов банально нет. Экскурсии проводят сами авторы и участники проектов. Помимо экскурсий организаторы выставки обещают и образовательную часть – скорее всего, это будет серия лекций, в которой культурные деятели нашего города расскажут о своем творческом пути и о том, как же стать настоящим авангардистом.