В Воронеже начался суд по иску о сносе дач, которые находятся в охранной зоне трубы «Газпрома»
Соседство стратегического объекта и садовых участков опасно и не дает провести ремонт газопровода.
Оксана Грибкова , 13 января 2014, 21:30
Сегодня, 13 января, в Советском райсуде Воронежа прошло предварительное судебное заседание по иску Росимущества к Вере Новичихиной, участнице садоводческого товарищества «Лесовод-2» в Шилово. Напомним, домики летнего поселка мешают ремонту магистрального газопровода, принадлежащего ООО «Газпром трансгаз Москва». Газовики утверждают, что ремонт трассы невозможен из-за живущих рядом людей. Но граждане построили свои дома еще в 70-90-е годы, а свое право жить здесь Вера Новичихина уже отстояла в суде. В газовой компании заявляют, что «массовое незаконное строительство дачных домов началось в 1990 году и продолжается по настоящее время».
После неудавшейся попытки снести дачу Веры Новичихиной на том основании, что ее участок застроен в охранной зоне газопровода самовольно, без согласования с компанией, представители ООО «Газпром трансгаз Москва» предприняли новую попытку – доказать в суде нарушения при выделении земли СНТ «Лесовод-2». Для этого компания обратилась в Росимущество, чтобы ведомство подало иск об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Воронежцы, домики которых расположены в охранной зоне газопровода, понимают, что иск Росимущества к Вере Новичихиной необходим Газпрому, чтобы создать прецедент, на основании которого компания сможет потребовать снести и остальные дачи. Кроме того, аналогичный иск Росимущество подало к другой участнице товарищества – Валентине Рыбкиной, у которой участок оформлен в собственность.
Дачники возмущены иском Росимущества, которое «ждало столько лет, чтобы вдруг заявить о собственности» на участки с их уже построенными дачами. Впрочем, садоводам ясно, что решение о сносе нужно, прежде всего, Газпрому, в охранной зоне газопровода которого построены домики. При этом дачники и газовики сходятся в одном – объект, действительно, опасен.
Снести нельзя оставить
В понедельник, 13 января, в ходе предварительного судебного заседания было решено привлечь в качестве третьих лиц помимо ООО «Газпром трансгаз Москва» и Управления лесного хозяйства Воронежской области также Управу Советского района и Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. Суд запросил к следующему заседанию, назначенному на февраль, документы по землеустройству. Росимущество и ООО «Газпром трансгаз Москва» в качестве третьего лица подтвердили исковые требования – обязать Веру Новичихину демонтировать ее дачный дом, баню, сараи на том основании, что они находятся на земле лесфонда.
- Спорный земельный участок до настоящего времени относится к землям гослесфонда, ограничен в обороте в силу закона и никогда не предоставлялся СНТ «Лесовод-2». Документы указывают, что комитет Воронежского горсовета народных депутатов принял решение от 28.12.1990 о предоставлении дополнительного участка СНТ «Лесовод-2». Однако дачники фактически захватили у государственного лесного фонда земельный участок размером 3,4 га, хотя просили добавить всего 2,5га, - пояснил РИА «Воронеж» начальник Воронежского линейно-производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Москва» Сергей Пинкевич.
Председатель СНТ «Лесовод-2» Владимир Королев, напротив, уверен в безосновательности претензий Росимущества и Газпрома. Он показывает документы о выделении дополнительных 2,5 га товариществу и уверяет, что никаких нарушений при данной процедуре и захвата земли не было. Особенно интересно, как суд будет разбираться с тем, что Валентина Рыбкина оформила еще в 90-х в собственность свой участок, который якобы находится на землях лесфонда.
- Я считаю, что ущемляются права обычных людей. Мне совсем непонятно, чем мы так мешаем. Мы смотрели практику по подобным искам Росимущества к гражданам, и у нас есть неплохие шансы не проиграть этот иск. В любом случае буду бороться за дачу до конца, потому что выхода у меня нет. Тем более что следом за мной лишиться дач могут несколько десятков, если не сотен других воронежцев, – говорит ответчик по иску Вера Новичихина.
Члены СНТ «Лесовод-2» и соседних товариществ с Ближних садов в Шилово считают, что снос может грозить кому угодно. Магистральный газопровод-отвод проходит вдоль садоводческих товариществ и, по словам дачников, на расстоянии от 25 до 150 метров до него находится порядка 400 участков.
По словам дачников из СНТ «Лесовод-2» и «Железнодорожник-2», до 2009 года они вовсе не знали, что их домики находятся в охранной зоне магистрального газопровода, питающего Воронеж. Члены СНТ «Лесовод-2» получили участки в конце 80-х и начале 90-х годов, а участники «Железнодорожник-2» (бывший «Авиатор») и того раньше – военным выделяли участки еще в 70-х годах. Но за 20-40 лет о производственной трубе по соседству никто не слышал.
При этом представители Газпрома, ссылаясь на переписку с СНТ и судебные документы, настаивают, что садоводы знали о газопроводе по соседству и сознательно возводили дома в «зоне с особыми условиями использования».
Суды и пересуды
По сути, сейчас суды по искам Газпрома к Новичихиной и Рыбкиной пошли по третьему кругу. В 2010 году дачникам удалось сделать практически невозможное – отстоять свои дачи. По словам представителя Веры Новичихиной из юридического агентства «Консультант» Дмитрий Михалевич, на Севере и в Подмосковье дачные поселки, расположенные в охранной зоне подобных газопроводов-отводов, по искам того же «Газпром трансгаз Москва» сносили даже у собственников домов и участков.
Выиграв, дачники попытались через суд обязать «Газпром трансгаз Москва» и воронежскую мэрию привести трассу в соответствии со СНиП – вынести трубы за пределы города. Члены СНТ «Лесовод-2» во главе с Верой Новичихиной настаивали, что крупный газопровод в черте города опасен, он нарушает их права на экологию и жизнь.
Газопровод с давлением в 55 атмосфер, диаметром 500 мм и протяженностью почти 20 километров проходит по Семилукскому, Левобережному и Советскому районам через дачный массив Ближние и Дальние сады и заканчивается газораспределительной станцией. По словам представителей компании, он является одним из стратегически важных топливно-энергетических объектов, необходимых областному миллионному центру для жизнеобеспечения социально значимых объектов населения, и перспективному развитию предприятий и развивающегося промышленного района «Масловская промзона».
– С момента введения в эксплуатацию в 1964 году газопровод ни разу капитально не ремонтировался. При этом расчетный срок службы магистрального трубопровода составляет 20-25 лет, – утверждали в суде дачники.
В ответ юристы ООО «Газпром трансгаз Москва» пояснили, что «газопровод был построен до выделения участков и строительства на них домов». Также они отметили, что все нормы закона, на которые ссылаются истцы, были приняты после строительства газопровода – то есть после 1964 года, поэтому обратной силы не имеют. Но и этот аргумент газовиков неожиданно оказался обоюдоострым.
– Заявив о том, что закон обратной силы не имеет, юристы ООО «Газпром трансгаз Москва» фактически отказались от СНиП 1985 года. В последние годы в исках к дачникам по всей стране о сносе их домов «Газпром трансгаз Москва» для обоснования своих претензий ссылался на этот СНиП. Как теперь после такого судебного решения представители компании будут упоминать его нормы, неизвестно. Поэтому, отстояв возможность не переносить газопровод за пределы Воронежа, компания попала в непростую ситуацию. Ведь большинство газопроводов в стране были проложены до 1985 года, – считает Дмитрий Михалевич.
Трубный тупик
В ООО «Газпром трансгаз Москва» утверждают, что соседство людей и газопровода действительно опасно. По словам Сергея Пинкевича, в охранной зоне дачники установили «заборы, опоры линии электропередач, строения и сооружения». На оси газопровода организуются свалки отходов, которые жгут, что категорически запрещено. Все это предполагает возможность его повреждения. Ремонт же газопровода в таких условиях, учитывая расположение некоторых дачных участков на расстоянии пяти метров, и вовсе невозможен.
Члены СНТ «Лесовод-2» говорят, что они не боятся жить рядом с газопроводом. Намного страшнее для них – потерять свои дачи, которые «кормят» многих небогатых дачников и дают возможность бывать летом на свежем воздухе. Они считают, что трубу возможно перенести на безопасное от дач расстояние. Тем более несколько лет назад велась речь об увеличении мощности газопровода и диаметра трубы до метра для питания «Масловской промзоны».
Начавшийся суд поставит принципиальную запятую в предложении: «Снести нельзя оставить». Впрочем, если иск выиграет Росимущество, прецедент коснется только небольшого количества дач, находящихся на спорном куске земли. По поводу остальных домиков ситуация по-прежнему будет оставаться тупиковой.