В Воронеже на фестивале Чернозем показывают прообраз стула, лечащего от жлобства, и полотна с «заборными надписями»
Современные художники переосмыслили народное творчество.
Людмила Минаева, 29 августа 2013, 16:43
Вчера, 28 августа, в Воронеже открылась выставка «Народные мотивы в творчестве современных художников Черноземья», которая проходит в рамках фестиваля «Чернозем».
Более трех десятков авторов из Воронежа, Липецка и Тамбова представили свои картины, скульптуры, игрушки и инсталляции, в которых прослеживается народное творчество – от фольклора и сказаний до «заборного искусства». На выставке удивительным образом соседствуют совершенно разные жанры и сюжеты: картины-страницы из книги русских народных сказок, скульптуры, деревянные игрушки, коллекция фотографий обнаженных женщин (кстати, женское тело фигурирует на многих представленных картинах и даже лоскутных одеялах) и брезентовые плакаты с неаккуратными надписями из баллончика.
– Живое народное искусство проявляется как в граффити на стенах, так и в чем-то утонченно-прекрасном, - считает куратор выставки, воронежский художник Сергей Горшков, и объясняет идею экспозиции: " Отношения между профессиональным искусством и народным очень сложное: профессиональное сообщество всегда очень настороженно относится к народному искусству, хотя в основе любой культуры лежит именно народное творчество. Мы старались собрать такие произведения, которые напрямую продолжают традиции народных мастеров или рождены по мотивам народных песен, сказаний. Здесь вы увидите пейзажи, но они покажутся вам странными. Вроде бы родные, знакомые, но что-то в них такое – как из сказки. То ли Иван-Царевич на Сером волке, то ли Леший выглядывает. Во всем мы видим сказку, загадку или отгадку. Многие современные художники чувствуют в себе бродящие соки народного искусства. Но, показывая свои произведения, мы ждем взаимной любви от народа.
Правда, на открытии Сергей Горшков попросил гостей найти не только то, что им понравится, но и то, что оттолкнет, возмутит. По мнению художника, это сподвигнет самих зрителей на создание чего-то прекрасного.
Среди экспонатов встречаются лесные волшебники, выполненные из дерева, «серьезного» скульптора Владимира Петрихина, автора таких памятников, как «Воронеж – родина ВДВ», и преподавателю и студенту у строительного университета. Оказывается, он любитель гулять по лесу, собирать грибы и всякие сучки-корешки, из которых потом делает сказочных «старичков-лесовичков».
Путешественник Николай Корзон представил инсталляцию под названием «Кризис гуманитарных идей» в виде вставленных в деревянный брус, словно в ножны, трех палок разной длины, две из которых увенчаны рогами горного козла и сайгака. Воронежский турист соединил в единой композиции предметы из Африки, Европы и Азии, которые привозил в разное время.
Липецкий художник Юрий Татьянин, который скромно себя именует «гением земли Липецкой», привез на «Чернозем» серию картин-постеров под общим названием «Липецк – жемчужина Черноземья», которую он создал в 2008 году. В серии четыре плаката с лозунгами «Наши чиновники самые честные», «Наши микробы самые большие», «Наши олигархи самые богатые» и «Наши зайцы самые мертвые». Последняя картина висит в музее современного искусства в Санкт-Петербурге. Остальные три Юрий привез на выставку в Воронеж.
– Эти работы – пародия на рекламные плакаты, которые были развешаны по Липецку. Это ирония над чрезмерным увлечением властей своим позиционированием, – сказал художник.
На выставке «Народные мотивы в творчестве современных художников Черноземья» можно также увидеть оригинальный стул Александра Ножкина, лечащий от жлобства, который стал прообразом скульптуры, установленной в сквере у здания правительства области.
– Некоторых авторов, чьи работы здесь представлены, нет в живых: Александра Ножкина, Василия Лямзина, одного из последних мастеров, которые занимались керамическим промыслом. На выставке представлены его куклы, которые он выпустил на гончарном круге. Если ее увеличить до большого размера, она будет похожей на исполинскую половецкую бабу. Это – архаика, древность, которая сохраняется в нашем народе вопреки времени, – отметил Сергей Горшков.
На выставке также выставлены работы неизвестных мастеров. Например, вышитая картина времен войны, на которой изображен букет цветов, рукодельницы из хутора Дивногорье.
– Трудно представить, как люди созерцали в холодное военное время, когда у них не было даже хлеба. Народное творчество – неистребимо, народ творит в любых условиях : во время изобилия и во время голода. То ли человек всегда нуждается в прекрасном, то ли это своего рода психотерапия- в условиях ужасной нужды создать что-то прекрасное, чтобы было хоть какое-то утешение. Наверное, это один из главных мотивов возникновения бескомпромиссного некоммерческого искусства, Сергей Горшков, художник, куратор выставки «Народные мотивы в творчестве современных художников Черноземья».Сергей Горшков признается, народное творчество ему очень близко. Сам художник коллекционирует народные игрушки, его супруга – певица-фольклористка. Поэтому идея: собрать выставку современного искусства по мотивам народного творчества,- родилась давно.
– Катализатором идеи стал фестиваль «Чернозем», в рамках которого мы открыли выставку. Пока это эксперимент, который, я думаю, будет развиваться. Надеюсь, на следующий год мы соберем всех наших друзей со всего Черноземья. Правда, вряд ли мы уместим всю экспозицию в этом зале, – сказал Сергей Горшков.
Выставка «Народные мотивы в творчестве современных художников Черноземья» открыта до 21 сентября в выставочном зале по адресу: Воронеж, ул. Кирова, 8. Режим работы в будни с 10 до 19, в субботу-воскресенье с 10 до 16, выходной – понедельник. Вход свободный.
Больше фотографий с открытия выставки можно увидеть в нашей группе «ВКонтакте».