В Воронеже мать убитой девушки взыскала 200 тыс рублей компенсации из бюджета за бездействие прокуроров и следователей
Она добилась приговора для мучителей дочери через 6 лет, а теперь доказала право потерпевших на возмещение морального ущерба.
Оксана Грибкова, Татьяна Омельченко, 11 ноября 2013, 17:21
В минувшую пятницу, 8 ноября, Ленинский райсуд вынес прецедентное решение по иску матери убитой девушки к Российской Федерации. Мария Исхакова 6 лет добивалась приговора для двух братьев, виновных в гибели ее дочери. Теперь мать доказала – потерпевшие за нарушение своих прав тоже могут требовать компенсации из госбюджета. По решению суда Исхаковой выплатят 200 тыс. рублей в качестве возмещения морального вреда, причиненного незаконными действиями, бездействиями и решениями госорганов. Обычно возможностью взыскивать компенсацию с государства пользуются люди, которых незаконно привлекли с уголовной ответственности. Подобные дела, выигранные потерпевшими,- исключительная редкость в судебной практике.
По иронии судьбы, братьям Масловым, убившим ее Лену, в свое время за два месяца в СИЗО Россия выплатила на двоих больше 300 тыс. рублей. Тогда органы следствия не смогли доказать их вину в убийстве девушки, это случилось только через 6 лет.
Чтобы победить крючкотворство правоохранительной системы, Исхаковой потребовалось 6 лет: почти сотня жалоб в различные инстанции, обжалований постановлений следователей о прекращении уголовного дела об убийстве в суде. В январе 2012 года насильник-убийца 23- летней Лены Шуровой и его брат-подельник были осуждены Воронежским облсудом. Теперь же Мария Исхакова смогла доказать, что волокита с приговором произошла из-за непрофессионализма и недоработок отдельных сотрудников. И заплатить за нарушения прав потерпевшей, которые привели к нарушению разумных сроков рассмотрения дела и ограничили доступ к правосудию, придется государству. К слову, иск Исхаковой был удовлетворен не в полном объеме – она требовала 10 млн рублей.
«Государство не убивало»
Восьмого ноября в судебном заседании по иску Марии Исхаковой ответчиками выступили представитель Минфина РФ, а третьими лицами – воронежская облпрокуратура и региональное управление Следственного комитета.
Представитель казначейства Воронежской области, выступавший на процессе в качестве ответчика от Минфина РФ, в заключительном слове попросил в удовлетворении иска Исхаковой отказать.
– Получается, как будто государство совершило преступление – убийство ее дочери, и теперь за это должно выплачивать некую компенсацию. На самом же деле как раз государственные органы занимались расследованием – дело было раскрыто, преступники понесли наказание, приговором суда было назначено взыскание материального и морального вреда в пользу потерпевшей, – отметил он.
К слову, 800 тыс. рублей, которые Исхаковой по приговору суда должны были выплатить братья, виновные в гибели ее дочери, она так и не получила. Когда приставы арестовали счет Сергея Маслова с 50 тыс. рублей, с жалобами выступила его жена. Она заявила, что у нее забирают последние деньги, и ей не на что кормить двоих детей.
Кроме того, в заседании представитель Минфина РФ заявил, что считает сумму требований Исхаковой завышенной.
– В судебной практике люди, незаконно обвиненные в совершении обычных преступлений получают по 150-200 тыс. рублей за год тюрьмы. Тем, кого ошибочно привлекли к уголовной ответственности за особо тяжкие преступления, иногда дают по 1,5 млн рублей. Но здесь абсолютно другой случай, – резюмировал он.
«200 тысяч – сумма пропорциональная и справедливая»
В свою очередь представители прокуратуры Воронежской области встали на сторону потерпевшей.
– Истица подтвердила многочисленными документами, что в ходе следствия со стороны прокуратуры и следственных органов было допущено незаконное бездействие и неоднократные необоснованные приостановления дела. Безусловно, отрицать факт, что это нанесло Исхаковой моральный вред, бессмысленно, – отметил сотрудник ведомства.
При этом прокурор просил суд четко разграничить моральный вред, нанесенный женщине самим убийством ее дочери, и затягиванием расследования.
– Оба эти события нанесли ей травму, однако насильственная смерть ребенка, конечно, явилась для Исхаковой более тяжким испытанием. Мы не отрицаем и вины органов следствия, но их действия однозначно имели меньшее значение по сравнению с убийством, – пояснил он.
Ссылаясь на то, что потерпевшей вместе с приговором суда в рамках гражданского иска была назначена компенсация с осужденных в размере 800 тыс. рублей, представитель прокуратуры попросил суд удовлетворить требования истицы частично – взыскать в ее пользу 200 тыс. рублей. Он назвал эту сумму «пропорциональной и справедливой».
Сама же Мария Исхакова отметила, что впервые с 2006 года в этом судебном процессе прокуратура признала, что ее права как потерпевшей грубо нарушались.
В пятницу, 8 ноября, судья Иван Хрячков ушел в совещательную комнату и вынес решение по гражданскому иску уже поздно вечером. О том, что иск выиграла Мария Исхакова и ей назначена компенсация морального вреда в размере 200 тыс. рублей, стало известно в понедельник.
Убийство на сексуальной почве
Напомним, жизнь 23- летней Лены Шуровой трагически оборвалась 24 февраля 2006 года. Девушка работала в семилукской районке и училась на факультете журналистики ВГУ. Лена пошла погулять с друзьями детства — братьями Сергеем и Романом Масловыми. Утром ее, задушенную, нашли в ста метрах от дома, на берегу реки. Судмедэксперт насчитал более 40 кровоподтеков и ссадин на теле Лены, ее били так сильно, что разорвалась почка. На тех, кто убил Лену, многое указывало с самого начала. Но из-за недоработок силовиков, из-за ошибок при сборе доказательств подозреваемых через несколько месяцев отпустили из СИЗО и даже выплатили им компенсацию за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Лишь в 2011 году благодаря новейшим технологиям судебной экспертизы, которых в 2006 году еще не было, появилась возможность оценить обстоятельства гибели Лены по-новому. После чего удалось доказать вину братьев Масловых.
Как установил суд, во время общения Сергей стал приставать к Лене, предлагая вступить с ним в половую связь. Девушка отказывалась, но мужчина настаивал. «Пытаясь подавить волю потерпевшей к сопротивлению», как сказано в материалах дела, Сергей стал избивать девушку, нанося ей удары руками и ногами по разным частям тела и по голове. Роль Романа заключалась в том, что он держал Лену. Предпринимая попытку к изнасилованию, во время борьбы Сергей схватил Лену за шею. Прижимая жертву к полу, он сдавливал ее горло двумя руками. Через несколько минут девушка умерла.
В январе 2012 года 37 летний Сергей Маслов за «убийство, сопряженном с изнасилованием», «совершение насильственных действий сексуального характера» и «покушение на изнасилование» получил 17 лет строгого режима. Его 30 летний брат за пособничество в покушении на изнасилование и в совершении насильственных действий отправился в тюрьму на шесть с половиной лет в колонию.
– Мне страшно представить, что если бы я сама не стала писать жалобы в различные инстанции на бездействие и действия следственных органов, то виновные в смерти моей дочери спокойно бы жили на свободе и, возможно, никогда бы не понесли наказание за содеянное, Мария Исхакова, потерпевшая.Выигрыш Марии Исхаковой в суде у государства справедлив и оправдан не только юридически, но и чисто по-человечески. На протяжении расследования мать убитой девушки мало того, что переживала сильнейшее горе – она также испытывала сильнейший стресс от действий следователей. Так, когда Мария Николаевна боролась за продолжение следствия, один из следователей предлагал признаться в убийстве собственной дочери. А через полгода после похорон дочери Мария Исхакова, придя на кладбище, обнаружила могилу Лены пустой. Как выяснилось позже, следователи назначили эксгумацию тела убитой, но при этом «забыли» оповестить мать о новой экспертизе.