В Воронеже художники из Краснодара рассказали о молодом искусстве в регионах
Художники группировки ЗИП считают, что работать в провинции интереснее, чем в Москве.
Софья Успенская, 23 февраля 2014, 14:06
В Воронеже прошла творческая встреча с краснодарскими художниками из группировки ЗИП – их выставка открылась накануне в Воронежском центре современного искусства. Группировка из столицы Кубани за последние три года стала одной из самых ярких и заметных в своем поколении: их выставки проходят в московских галереях и центрах современного искусства, путешествуют по городам России, проекты дважды номинировались на премию «Инновация». Мы поговорили с художниками о том, как ребятам удалось добиться такой известности, работая в провинции.
Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий Субботин и Степан Субботин – о своей творческой истории, культурной ситуации в Краснодаре и об опыте самоорганизации и развития культурного сообщества.
По словам краснодарцев, их ситуация очень похожа на воронежскую: группировка ЗИП образовалась всего на два года позже ВЦСИ. И, как и в ВЦСИ, ее главная действующая сила – художники, которые самоорганизовались в группу, чтобы помогать друг другу и вместе создавать культурную ситуацию вокруг себя.
– На одном из первых биеннале в Москве, куда мы поехали вместе, мы впервые ощутили, что в этом объединении есть какая-то важная сила, – рассказал художник Степан Субботин. – По отдельности нас тогда никто не знал, там было множество художников, множество проектов, постоянно проходили какие-то показы, и мы могли бы просто затеряться среди всего этого, но вместе мы, во-первых, успевали посещать все выставки, показы и лекции, которые там проходили, а во-вторых, просто ощущали себя увереннее, а это очень важное чувство для художника, особенно в регионе.
При этом художники продолжают работать в Краснодаре, не стремясь перебраться ради карьеры в Москву или Берлин.
– В Краснодаре лучше климат, и сам город комфортнее, он не так перегружен, как Москва. Здесь не так много художников и галерей и в этом смысле то, что делается в регионах, как-то чище. Мы не стремимся сделать что-то, чтобы понравиться публике или галеристу, мы просто работаем над тем, что нам интересно. Иногда нам кажется, что в Москве провинциальным художникам даже проще выставляться, чем самим москвичам, Степан Субботин, художник, группировка ЗИП.В 2009 году в поисках помещения под мастерскую случай привел художников на полузаброшенный Завод измерительных приборов – ЗИП. И атмосфера его помещений заметно повлияла на творческий метод группы – работу с пространством, с окружением.
– Энергия этого места была очень мощная, как будто люди 20 лет назад ушли и так все и оставили, там была на месте мебель, какие-то вещи, и груды мусора - доски, листовки, схемы… Интересно было ходить и бродить по этому заводу, у нас было такое ощущение, как будто вирусы какие-то всех уничтожили, и тогда мы попытались создать такой уголок, где была бы атмосфера жизни, – говорит художник Эльдар Ганеев.
Из этого ощущения родилась первая выставка группировки ЗИП – «Живой уголок». В ней художники использовали в основном те материалы, которые находились рядом с ними, и дух места, в котором оказались. Почти все, что оказалось на выставке, было сколочено из найденных в заброшенных цехах досок.
Еще одной экспозицией из найденных материалов стал проект 2011 года «Лаборатория». В ней был «Тотем труду», составленный из табличек с именами рабочих, меню из заводской столовой, перфокарты с какими-то неизвестными (и уже никому не понятными) данными о заводе, картина «Вопрос», найденная среди хлама и, вероятно, нарисованная когда-то заводским художником.
– Мы постоянно взаимодействовали с охранниками завода, которые утверждали, что это какой-то секретный завод, – рассказывают художники. – У них был маленький музей, где было собрано все про Ленина. Как-то они попросили нас отреставрировать портрет Ленина. У него был отломан нос. Мы дорисовали им нос, и после этого они стали нас уважать. Для них это стало знаком, что мы художники, умеем рисовать, а не просто тырим материалы на заводе. Продолжением этого взаимодействия с пространством стал Завод «Утопия».
– В 2011 году к нам пришла идея, что было бы круто отдать завод только художникам. Такая утопическая идея. Там все разделялись бы на классы, в зависимости от этого получали бы соответствующее помещение, материалы и форму. Чтобы оставаться на этом заводе надо было бы делать хотя бы два произведения в год. Там были бы специальные входы для железнодорожных составов, которые загоняют коллекционеры и кураторы. А эти вышки – охрана от врагов искусства, казаков с нагайками.
– Мы решили что надо расширяться, потому что у нас нет зрителя, который что-то понимает в наших работах и вообще в современном искусстве, – объясняют зиповцы. – И тогда мы создали КИСИ, образовательный проект, пространство, где мы читаем лекции и можем как-то взаимодействовать с окружением. Там уже есть люди, которые сначала просто приходили, а теперь уже стали нашими друзьями.
Очень многие проекты ЗИП завязаны на взаимодействии с аудиторией.
– Нам очень нравится, когда мы делаем какую-то болванку, а люди это дополняют, доделывают, и часто получается очень крутой результат. Мы всегда исходим из места, смотрим на него и, базируясь на месте, пытаемся что-то изменить.
Такими проектами стали «Три стула» и флагомойка в норвежском Тромсё, таким же объектом стала «Будка для одиночного пикетирования», задуманная как акция в поддержку узников 6 мая. Будку, защищенную снаружи и комфортно обустроенную внутри, выкатили к правительственным зданиям в центре Краснодара. То, что происходило дальше – включая реакцию прохожих, полицейских, властей – ребята записывали на видео снаружи и изнутри будки.
– Мы тестировали этот объект, а для этого нужно было, чтобы лозунги были реальные, на реальные лозунги пришли казаки, все вовлеклись в это действо. 6 мая – это важная тема, и такие арт-акции к ней привлекают внимание. Помимо мастерской на заводе ЗИП и Краснлдарского института современного искусства в центре города, ребята развивают проект Арт-дача под девизом «искусство на отдыхе», собирая художников из разных стран на своей даче в приморском поселке.
С 2011 года краснодарцы проводят фестиваль «Можем», главная особенность которого – полное отсутствие бюджета. Тем не менее на фестиваль присылают свои работы художники со всего мира – в том числе из Австралии, Португалии, Норвегии, Японии. Вся эта безбашенная деятельность в Краснодаре вполне комфортно сосуществует с консервативными институциями вроде Союза художников.
– Конфликт возникает, когда кто-то претендует на бюджетные деньги, – объясняют это мирное сосуществование сами зиповцы. – Тогда возникает много активистов, которые, конечно, лучше нас знают, куда эти деньги потратить, например, на казачий фестиваль или фестиваль меда. Мы никаких денег не просим, все делаем сами и рассчитываем только на поддержку людей, это для нас важно. Несколько месяцев назад у нас были финансовые проблемы, когда мы уже думали закрывать КИСИ, и мы предложили людям что-то вроде платных членских карточек. Решили для себя, что если никто не поддержит, то закроем, значит, это никому не надо. Но поддержка получилась очень мощная, многие решили в этом проекте поучаствовать. Главное, у нас в городе есть два бизнесмена Николай Мороз и Евгений Руденко, которые наши начинания поддерживают. Это, конечно, можно назвать полной независимостью от государства. Хотя если будет адекватное взаимодействие с властью, мы тоже не будем возражать.