В Воронеже голландская художница заявила о создании съедобного дома
Ася Комарова до девяти лет жила в Воронеже.
Галина Саубанова, 19 января 2014, 12:25
В субботу, 18 января, в Воронежском центре современного искусства состоялась творческая встреча с голландской художницей Асей Комаровой.
Из-за того, что транспорт изменил расписание в связи с эстафетой олимпийского огня, многим желающим познакомиться с творчеством Аси пришлось пройти пешком несколько километров.
Художница встречала входящих улыбкой и предлагала чашку кофе с печеньем: «Как сегодня хорошо на улицах! Почти нет машин». Возможно, сегодняшний заснеженный и просторный город напомнил Асе Воронеж ее детства, в котором она провела первые девять лет своей жизни, до отъезда с родителями в Голландию.
Но, как выяснилось, Ася Комарова считает, что автомобилям вообще не место в городской среде - она должна быть отдана людям. В идеальном городе, с точки зрения художницы, должно быть как можно больше публичного пространства, много парков и мало транспортных магистралей. А на крышах люди могли бы сами выращивать овощи, чтобы не привозить их издалека и не отравлять воздух автомобильными выхлопами. Это не просто мечта, а часть Асиной художественной концепции, которую она последовательно воплощает в жизнь.
Асе было 13 лет, когда она заинтересовалась стрит-артом. Сначала увлекалась граффити – это направление привлекало юную художницу тем, что давало возможность заниматься «самовыражением без академизма».
- Мне всегда хотелось знать, что думают об искусстве, о творчестве обычные люди, не связанные с художественными кругами, просто люди с улицы, - объясняет Ася.
Но вскоре она обнаружила, что в уличном искусстве отношения художника и зрителя практически такие же, как в музее или в галерее. То есть один творит, а другой любуется его произведением на расстоянии.
- От того, что художник находится как бы на пьедестале, «над толпой», я испытывала неловкость. Люди наблюдают то, что художник делает, но сами как бы находятся за оградой. Чтобы избавиться от этого ощущения, я написала в траве большими красными буквами SHAME – «стыд». Трава росла, закрывая надпись, – и в конце концов «стыд» в ней растворился. Тогда в моем творчестве наступил новый этап – я стала думать, что могу сделать не просто для людей, но и вместе с ними, Ася Комарова, художница.Следующая художественная акция Аси выглядела почти волонтерской. В маленьком голландском городке, где не было площади, она оборудовала импровизированное «место отдыха»: поставила столы, несколько стульев, чай с тортиком… Прохожие стали присаживаться за столики, кто-то принес шахматы. Так на улице образовалось публичное пространство, а в книжку, которую Ася оставила на столе, люди написали, что они хотели бы здесь еще фонтан, скамейки, фонари.
- Конечно, я не пошла к мэру с этими пожеланиями, но поняла, что люди могут многое сделать для себя сами, - говорит Ася. – Например, в другом, новом квартале почти не было магазинов, только один небольшой супермаркет. Мы стали искать тех людей, которые умеют что-то делать своими руками, и создали сначала стихийные точки торговли самодельными товарами, а потом нашли помещение для магазина. Вся его продукция была создана самими жителями квартала и продана их же соседям. Я считаю, что создавать вместе что-то нужное для жизни – это творчество. Моя живопись – это реальность.
Самый любимый проект Аси – «Остановка». Каждый день люди идут на остановку транспорта, чтобы поехать и купить себе еду. А Ася решила устроить такую остановку, на которой еду можно было бы вырастить самому. Из досок и земли она вместе с жителями ближайшего квартала создала арт-объекты, на которых растут виноград и клубника, огурцы и помидоры. Мамы приходят на грядки гулять с детьми и говорят, что это единственное место в городе, где не надо покупать мороженое или кофе, а можно просто сорвать что-то с ветки.
Никаких ограждений на «Остановке» нет. «Ну кому придет в голову воровать огурцы или помидоры?» - искренне удивляется Ася.
Воронежцы в ответ скептически зашумели:
- Да у вас там просто другая Вселенная! Сколько в этом квартале населения – 25 тысяч? А попробовали бы вы в городе-миллионнике что-то такое посадить! Невозможно!
- А вдруг это случится? - Задумчиво спрашивает Ася.
- Вы у нас собираетесь сделать что-нибудь такое? – Сразу же заинтересовались ее собеседники.
- Нет. Но, может быть, вы сами вдохновитесь и что-то сделаете.
Сама Ася будущей весной собирается сделать съедобный дом. Чтобы по одной стене вились огуречные плети, на другой росли грибы, на третьей кабачки… Она надеется, что люди наконец-то обратятся к натуральному хозяйству. Потому что ребенок, который ни разу не вырастил сам помидор, никогда не сможет отличить вкус магазинного овоща от только что сорванного с грядки.
- Смысл моих акций в том, чтобы человек делал что-то для человека, а не ради денег. Мои проекты напоминают игры, в которые играют взрослые люди, но в итоге они по-новому организуют свой быт. Они участвуют в художественных акциях, не будучи при этом художниками, и меняют окружающий мир, - говорит Ася. – Иногда мне даже не верится, что я сама все это придумала, – ведь сделали мы это вместе!