В Воронеже финалисты конкурса «Учитель года» поделились профессиональными секретами

Педагоги рассказали, как справляются с эмоциональным выгоранием

Алина Белая, 1 мая 2022, 19:30

Виталий Грасс

В Воронеже представили финалистов регионального этапа конкурса «Учитель года». Это учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №101» (Воронеж) Ольга Антропова, учитель начальных классов МБОУ лицей №4 (Россошь) Анна Бабенко и учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №8 (Острогожск) Наталья Олемская. Пресс-конференция педагогов прошла в областном Доме журналистов в пятницу, 29 апреля.

Мероприятие состоялось в формате «вопрос-ответ» и стало решающим испытанием для учителей – финалом регионального этапа конкурса «Учитель года».

Ольга Антропова рассказала, что решила участвовать в конкурсе, потому что хочет поделиться технологиями, которые приносят результат в педагогической деятельности.

– У меня есть личные наработки, которыми я хотела бы делиться. Они эффективны и успешны, – пояснила она.

Ольга Антропова

По мнению Анны Бабенко, конкурс «Учитель года» – школа, которую она желает пройти коллегам-учителям.

Анна Бабенко

Для Натальи Олемской конкурс – своего рода экзамен, поскольку учителю приходится проходить через испытания.

– С другой стороны, конкурс стал возможностью показать свое видение мира, русской литературы в школе. Кроме того, на конкурс идешь, желая найти единомышленников, которые поймут твое видение мира. Приятно найти профессионалов, которые окажут тебе поддержку, – сказала Наталья Олемская.

Наталья Олемская

Конкурсанты ответили на вопросы о современном образовании и секретах профессионального мастерства, которые задавали школьники, студенты Губернского педагогического колледжа и педагоги. Модератором дискуссии стал ректор ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова» Александр Митрофанов.

Про индивидуальный подход к учащимся

По мнению Анны Бабенко, ей как учителю начальных классов проще всего найти «ключик» к каждому ребенку.

– Не зря говорят, что учительница – вторая мама. Я порой знаю те вещи, которые не знает никто, даже мамы и папы, – призналась педагог.

Она добавила, что для того чтобы быть учителем, недостаточно просто любить детей – нужно уметь быть наставником и даже другом для сложных и необычных детей.

Ольга Антропова отметила, что ее задача как учителя – сделать так, чтобы учеба в школе стала для ребенка комфортной средой. Например, в ее классе у школьников есть конструкторы лего, которые ребята собирают на перемене.

Наталья Олемская пояснила, что она работает в старшем звене, где подростки порой провоцируют учителей и устраивают им испытания на психологическую устойчивость и профпригодность.

– В такой ситуации очень важен индивидуальный подход. Мне важно, чтобы каждый ребенок услышал меня. Мне не нужно ломать его систему знаний и взглядов, но важно помочь ему узнать то, что он пока не видит, – рассказала Наталья Олемская.

Про педагогические технологии

По словам Ольги Антроповой, она использует технологии коллективного взаимообучения и проблемный диалог – дискуссия помогает вместе прийти к решению проблемы. Во время диалога ученик сам приходит к выводам и открытиям.

– Дискуссия на уроке должна быть обязательно. Нужно беседовать, разговаривать с детьми. В этой беседе мы видим личность ребенка, а не просто замыкаемся рамками упражнений. Самое крутое – услышать мнение ученика, – отметила учитель.

Наталья Олемская поддержала коллегу. По ее мнению, проблемный диалог сейчас – основополагающая технология в школе.

– Проблемный диалог зачастую переходит в дискуссию. А в споре рождается истина. Для меня ценно и то, что в дискуссии открывается личность ребенка, и то, что дети делают для меня какое-то открытие, – поделилась Наталья Олемская.

Анна Бабенко добавила, что использует на уроке и современные информационно-коммуникационные технологии. Например, электронные рабочие листы и обучающие сайты.

Как развивать интерес к обучению у современных детей

– Я учитель начальных классов, и мне повезло: почти каждый первоклассник идет в школу с радостью. Но с течением времени им перестает нравиться учиться. Моя задача – оставить их желание учиться на том уровне, на котором оно было 1 сентября. Для этого детей надо заинтересовать. Например, ребятам очень нравится заниматься исследовательскими проектами. Задача учителя – понять, что интересно ребенку, и работать в этом направлении, – отметила Анна Бабенко.

По мнению Натальи Олемской, дети не хотят учиться, потому что учеба – это труд, который в старших классах требует больших усилий.

– Моя система мотивации строится на том, что ребенку нужно показать его возможности. Показать ему, в какой сфере научной деятельности он может себя проявить. Детей нужно поощрять, поддерживать, – поделилась учительница.

Как наполниться энергией при профессиональном выгорании

Ольга Антропова призналась, что несмотря на то, что она много лет в профессии, пока не встречалась с эмоциональным выгоранием.

– Если что-то не так, я знаю, что виновата в этом только я сама. Главное в такие моменты – помолчать. Я иду в тренажерный зал или иду бегать в поля, – поделилась учительница.

По мнению Анны Бабенко, зарядиться энергией педагогам можно на встречах с коллегами – например, на форуме «Молгород».

– Другой вариант, который поможет зарядиться энергией, – это смена обстановки, отдых, новые впечатления, путешествия. Это все, что нас может отвлечь от школы, – отметила педагог.

Наталья Олемская рассказала, что учитель общается с большим количеством людей каждый день, поэтому проблема выгорания для него очень серьезна. По ее мнению, с этой проблемой рано или поздно сталкивается любой учитель.

– Делиться эмоциями и эмоционально заряжать окружающих рядом с собой – это каждодневный труд, – подчеркнула учительница.

Она рассказала, что бороться с эмоциональным выгоранием можно многими способами. Восстановить свои силы можно сменой деятельности (провел уроки – занялся пробежкой, провел уроки – поехал на экскурсию). Наталья Олемская призналась, что бороться с выгоранием ей помогает четкое планирование своей профессиональной деятельности.

– Когда есть четкий план действий, легче справиться с большим объемом работы. Конечно, иногда эти планы рушатся мгновенно – например, многочисленными незапланированными совещаниями, проблемами детей и родителей. Иногда это может вывести из эмоционального равновесия. Иногда, чтобы прийти в себя, достаточно просто прийти в класс и посмотреть, как на перемене общаются между собой дети, почувствовать эту радость жизни широко открытыми глазами, – рассказала Наталья Олемская.

Еще один способ, который помогает учительнице бороться с выгоранием, – общение с коллегами. По ее словам, трудности, с которыми педагог сталкивается в школе, важно проговаривать с другими учителями. Это помогает эмоционально разгрузиться. Другой прием, который помогает восстановиться, – саморазвитие.

– Нужно не останавливаться на достигнутом, не становиться брюзгой. Педагог должен следовать за современностью, – сказала Наталья Олемская.

Справка РИА «Воронеж»

Организатором регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022» Воронежской области выступает департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, а региональным оператором – ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова».

В этом году в региональном этапе конкурса участвовали 38 педагогов. Конкурсные испытания проходили в Воронеже в марте и апреле. Их разбили на четыре тура.

Первый тур «Я – учитель» включал два конкурсных задания: «Медиавизитка «Я – учитель» и «Профессиональный кейс». Во второй тур прошли 16 учителей, которые провели открытые уроки в Новоусманском образовательном центре.

В третий тур – «Учитель-мастер» – вышли восемь педагогов. Конкурсанты представили лучшие воспитательные и педагогические методики на мастер-классе. Учителя поочередно предлагали своим коллегам поучаствовать в воспитательной или учебной ситуации, с которой они сталкиваются каждый день.

Имя победителя регионального этапа конкурса объявят 24 мая на торжественном награждении «Педагогический олимп».

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.