В Воронеже экс-полицейским, осужденным за пытки с наручниками и ломом, изменили реальные сроки на условные
Несмотря на то, что бывшие опера впервые полностью признали свою вину, судья в апелляции исключила из приговора часть издевательств над задержанным.
Оксана Грибкова , 19 июня 2013, 11:03
Вчера, 18 июня, апелляционная инстанция Воронежского облсуда изменила приговор двум бывшим оперативникам отдела полиции № 5 – 26-летнему Виталию Моисееву и 25-летнему Андрею Тринееву. Выступая по видеоконференцсвязи, осужденные впервые со следствия полностью признали вину в превышении должностных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК РФ), что для всех стало неожиданностью. Но еще большая неожиданность была впереди. Судья исключила из приговора райсуда пытки с ломом – при том, что их-то и признали экс-полицейские – и на этом основании заменила им реальные сроки наказания на условные.
Напомним, 25 апреля, Советский райсуд приговорил Моисеева и Тринеева к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Потерпевшим по делу стал 37-летний охранник Олег Трифонов. Он утверждал, что его доставили в отдел оперативники и, издеваясь над ним, заставляли признаться в совершении изнасилования и грабежа. По словам Олега Трифонова, полицейские били его, заковывали в наручники, подвешивали за ноги на металлическом ломе между столами, надевали на голову целлофановый пакет и резали кожу на спине и руках лезвиями.
Советский районный суд. 25 апреля. Вынесение приговора экс-полицейским
Галерея: Суд на бывшими полицейскими, обвиняемыми в пытках задержанного
На предварительном следствии показания потерпевшего были подтверждены судебно-медицинской экспертизой телесных повреждений и другими доказательствами. При обысках в туалете отдела полиции был обнаружен железный лом, из кабинета Моисеева изъяли железные лезвия. Несмотря на это, Советский райсуд исключил часть доказательств в связи с неустранимыми сомнениями, которые трактуются в пользу подсудимых.
– Во время заседания мною было поддержано апелляционное представление об отмене приговора, который был вынесен Советским райсудом, и направлении уголовного дела на новое рассмотрение в связи с уменьшением объема обвинения в суде первой инстанции. По мнению прокуратуры, суд необоснованно исключил из обвинения существенные доказательства. Речь идет о бритвенных порезах, зафиксированных на теле у потерпевшего, и том факте, что ему на голову надевали целлофановый пакет. Также из приговора первой инстанции были исключено то, что сотрудники полиции своими действиями дискредитировали органы внутренних дел, Юрий Ивашов, старший прокурор кассационно-надзорного отдела прокуратуры Воронежской области.К апелляционному представлению прокурор приложил четыре заявления от других граждан, которые свидетельствовали о пытках, которые те же оперативники применяли к ним. Однако им не был дан ход, уголовные дела не возбуждались. Сделано это было, чтобы доказать слова потерпевшего Трифонова о том, что пытки в отделе полиции «были поставлены на конвейер».
После прокурора на заседании по видеоконференцсвязи из СИЗО выступили Моисеев и Тринеев. Они впервые с начала предварительного и судебного следствия признали вину в превышении должностных полномочий с применением насилия.
Далее судья стала опрашивать потерпевшего и подсудимых о важной детали – пытках с помощью лома. По приговору Советского райсуда Трифонова пытали в кабинете Моисеева, надев на него наручники и подвешивая его на металлический лом между двумя столами, издевались, наступили ногой на руку. Она спрашивала, как именно подвешивали оперативники мужчину, как стояли столы, касался ли он головой пола. Потерпевшему еще раз пришлось вспоминать все те унижения, которые он выдержал.
– У полицейских была возможность раскаяться, признать свою вину на следствии, на суде. Тогда бы я не возражал против условного наказания для них. Но сейчас уже поздно для этого. Поэтому я требую для них реального лишения свободы, – пояснил на заседании Олег Трифонов.
Затем выступили адвокаты Тринеева и Моисеева. Один из них, несмотря на признание вины подзащитным, продолжал настаивать на его невиновности. Второй попросил о замене реального наказания на условное. Суд удалился в совещательную комнату.
Как признаются в облпрокуратуре, решение апелляции стало неожиданностью для всех. Судья исключила применение лома полицейскими из приговора первой инстанции, на основании чего смягчила приговор, заменив три года колонии общего режима на три года условного наказания. Приговор вступил в законную силу, сегодня, 18 июня, Тринеева и Моисеева должны выпустить из СИЗО.
Теперь, если опираться на приговоры обоих судов, то получается, что оперативники пытали Олега Трифонова без применения лома, лезвия, пакета. То есть полицейские только избивали потерпевшего, и его показания и доказательства, собранные на предварительном следствии, ничего не значат.
Олег Трифонов уже заявил о намерении обжаловать приговор, измененный в апелляции, в надзорную инстанцию. Однако, как показывает практика, приговоры, которые вступили в законную силу, надзорная инстанция практически никогда не изменяет. Для этого должны быть выявлены очень серьезные нарушения.