В Воронеже Доктор Лиза рассказала, зачем помогать безнадежным пациентам
И объяснила, почему в России нельзя разрешать эвтаназию.
Софья Успенская, 16 ноября 2014, 20:30
Врач-филантроп Елизавета Глинка, известная в интернете как Доктор Лиза (блогер doctor_liza в жж), выступила в Воронеже в воскресенье, 16 ноября. Мероприятие было анонсировано как открытая лекция в рамках одноименного проекта.
«Открытая лекция» — цикл публичных выступлений всемирно признанных звезд общественной, научной и творческой мысли. По замыслу организаторов, каждое из них — гуманитарный манифест автора: весь его профессиональный и жизненный опыт, изложенный за один академический час. Лекция Елизаветы Глинки называлась «Как помогать тем, с кем не согласен», и в ней меньше чем за час доктор рассказала, зачем помогает бездомным и людям с умственными отклонениями, как находит в себе силы поддерживать пациентов, у которых нет шанса выжить, как пять человек могут содержать 300 и почему она против эвтаназии.
– Я врач паллиативной медицины, – начала разговор Елизавета Глинка. – Есть доктора, которые лечат, а я – доктор, который облегчает симптомы. Мои больные, к сожалению, никогда не выздоровеют. К социальным «больным» это тоже относится – редко кому из них удается поменять образ жизни и поправить свое положение.
С самого начала встречи Доктор Лиза призналась, что читать лекции она не умеет, но постарается дать ответ на анонсированный вопрос, как можно помогать людям, с которыми ты не согласен, и что вообще она подразумевает под несогласием.
– У меня был пациент, таджик, у которого не было денег сделать регистрацию, и он спал в подъезде. От него не пахло плохо, он не пил, но он мешал своему соседу, подростку. Настолько, видимо, мешал, что тот решил облить его бензином и поджечь. Таджик выжил, врачам с трудом удалось сохранить ему зрение, но он остался инвалидом. Площадь ожогов была такой, что перевязки длились по 4-5 часов. Я перевязывала его и думала: "Какие вообще мысли могут толкнуть человека на то, чтобы поджечь другого человека, даже если он тебе не нравится, если ты с ним не согласен, даже если он писает в подъезде. Почему?". Я так и не поняла. Мне тоже не нравятся люди, ночующие в подъезде, писающие в подъезде. Но я считаю, что мы не должны опускаться до уровня зверей.
За полчаса доктор рассказала о работе своего фонда «Справедливая помощь», который с 2007 года оказывает поддержку малоимущим и людям без определенного места жительства и деятельность которого обеспечивают всего пять сотрудников («Меня часто спрашивают, как пять человек могут содержать 300. Могут, если правильно все распределить»). Показала фотографии людей, которые приходят за хлебом и мясом благотворительных ужинов, которые обеспечивает им владелец одного из московских ресторанов. Поделилась историями нескольких своих пациентов – некоторых из них доктор называет «наш любимец», и обо всех без исключения говорит с любовью и вниманием.
Рассказала она и об эвакуации украинских детей-отказников с территории военных действий.
– Лекарства в донецкие больницы перестали поступать с августа, а дети там остались, они есть и сейчас, их много, и их надо эвакуировать. Про краматорский дом ребенка «Антошка» я узнала из пропагандистских, как вы их назвали, роликов, и просто придумала, как это сделать. И я должна подчеркнуть, что никаких препятствий ни с одной стороны, ни с другой не было. То, что говорят, что детей разменяли, на органы русским отдали, что мальчика распяли, – это запредельный цинизм, я не знаю, кто это делает и кто в это верит. Обе стороны: и ДНР, и Украина -очень достойно себя повели. Я вывезла оттуда 29 детей, и все это дерьмо, которое на нас вылили - оно этих жизней стоит.
Вторая часть «Открытой лекции» традиционно посвящается вопросам слушателей. Ответила на них и доктор Лиза.
– Вы понимаете, что ваши пациенты не выздоровеют. Как же все-таки помогать и преодолевать в обществе равнодушие к этим людям, чтобы этой работой занимались не пять человек, как в вашем фонде?
– А их и не пять, таких людей гораздо больше, просто я скандальная очень и все время говорю об этом. У вас в Воронеже есть ночлежка, она очень известна даже за пределами региона, и посмотрите, какие замечательные люди там работают. И чиновники худо-бедно этим занимаются. Есть только один способ что-то изменить в обществе – говорить об этом и делать самому, идите и делайте, больше никак. Никакая пропаганда, никакие крики, ничто больше не сможет помочь.
– Согласны ли вы с позицией Макаревича?
– Какой именно позицией? С тем, что он против войны? Да, я согласна, я против войны.
– Почему вы против эвтаназии? Я категорически за эвтаназию, я категорически против того, что человек мучается, а его продолжают насильно мучить и насильно держать в жизни, это негуманно.
– Вы понимаете, обезболенный больной никогда не попросит об эвтаназии. Но если я вам дам пистолет и скажу: "Убейте" - вы сможете? Я столько смертей увидела за это лето, что стала ценить эту жизнь еще больше. Моя мама умирала три года, и я не могла отключить ее от аппарата искусственного дыхания, хотя у меня была возможность сделать это нелегально. Я не знаю, чувствовала ли она что-то и осознавала ли, но, когда я приходила к ней утром, мне казалось, она пожимает мне руку. Но самое главное, что мы не готовы к этому юридически. Если у нас разрешить эвтаназию, то через какое-то время все умирающие старики перепишут квартиры и все свои сбережения неизвестно на кого, а потом им всем устроят эвтаназию. Ко мне такие обобранные старики приходят постоянно, мы к этому не готовы. Может быть, в других странах это все защищено законом и десять раз перепроверено, а у нас все можно купить.
– Вы сталкиваетесь с этим кошмаром каждый день, вы видите смерти, как вы можете любить этих людей и продолжать жизнь?
– Выгорания нет, есть чудовищная усталость, но, когда эти люди безнадежны, я люблю их больше. А когда они умирают, я просто думаю, что они уходят туда, где им лучше.
«Открытая лекция» — гуманитарный и просветительский проект, в основе которого лежит идея широкой доступности знаний, памяти и культурного опыта тех, без кого история России была бы иной. Первые лекции с 2012 года проходили в Москве. С сентября 2014 года проект добрался до регионов. В воскресенье, 16 ноября, в Воронеже прошли еще две лекции в рамках проекта. В книжном клубе «Петровский» выступили режиссер Александр Сокуров и журналист Валерий Панюшкин.
Справка РИА «Воронеж»
Елизавета Глинка – врач паллиативной медицины, филантроп, общественный деятель, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, основатель фонда «Справедливая помощь», который с 2007 года оказывает поддержку малоимущим и людям без определенного места жительства. Президент фонда VALE Hospice International, член правления фонда помощи хосписам «Вера». Елизавета Глинка известна как активный блогер (жж-юзер doctor_liza): с 2005 года она пишет в «Живом журнале» о деятельности организации «Справедливая помощь». Фильм «Доктор Лиза» Елены Погребижской о деятельности Елизаветы Петровны был показан по РЕН ТВ и выиграл премию ТЭФИ-2009 как лучший документальный фильм.
В августе 2010 года фонд «Справедливая помощь» организовал сбор помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших различные регионы страны. Эта благотворительная кампания, как отмечали СМИ, принесла Глинке всероссийскую известность. Зимой 2010-2011 года для замерзающих людей фонд, основанный Глинкой, занимался организацией пунктов для обогрева бездомных и собрал десятки килограммов гуманитарной помощи. В июле 2012 года Глинка и ее фонд организовали сбор вещей для пострадавших от разрушительного наводнения в Крымске. Она также участвовала в сборе средств для жертв стихии. В ходе вооруженного конфликта на востоке Украины оказывала помощь людям, пострадавшим от военных действий. В рейтинге «100 самых влиятельных женщин России» журнала «Огонёк», опубликованном в марте 2014 года, доктор Лиза заняла 26-е место.