В Воронеже дизайнер Студии Лебедева рассказал, как избавиться от уродливых вывесок и рекламы
И как дизайн-код Москвы стал законом.
Софья Успенская, 29 марта 2014, 21:46
Сегодня в Воронежском госуниверситете арт-директор Студии Артемия Лебедева и консультант Правительства Москвы Эркен Кагаров рассказал, как привести городские вывески и рекламу в порядок. Лекция прошла в рамках Смарт-выходных, крупнейшего в Черноземье образовательного проекта дизайн-сообщества.
Проблемы беспорядка в дизайне воронежских вывесок в нашем городе поднимались уже не раз: об этом говорили и жители города, и архитекторы, и авторы доклада «Воронежский пульс», и члены Совета по культуре при областном правительстве. Все участники дискуссий, как правило, сходятся в одном: Воронежу необходим свод правил, которые упорядочили бы внешний вид рекламных конструкций.
Тем временем в Москве такой проект был недавно реализован: дизайнеры Студии Артемия Лебедева по заказу правительства Москвы составили дизайн-код города.
– Часто говорят, что у нас у людей нет вкуса, и поэтому они делают плохо, но на самом деле это общая проблема, которая существует во всем мире, – заявил Эркен Кагаров, который был одним из участников этого проекта. – Дело не в том, что вывесок много, а в том, что нет общих правил. Вывесок может быть и немного, но если они разные, то это выглядит ужасно. В нашем пилотном проекте мы взяли 8 улиц и сформулировали для них общие правила, и назвали эти правила «дизайн-код». Мы сделали общие рекомендации, где указали, на какие вещи следует обращать внимание, и рекомендации для конкретных улиц.
Рекомендации иллюстрировала презентация, в которую спикер включил примеры оформления вывесок и фасадов домов в разных городах, в том числе и в Воронеже. На фото Эркена Кагарова попали здания на проспекте Революции, Театр оперы и балета, воронежские торговые центры. Правда, пока все воронежские объекты фигурировали в качестве отрицательных примеров.
По словам Эркена Кагарова причины, по которым рекламные конструкции и вывески портят внешний вид города, везде примерно одни и те же. Чаще всего вывески не учитывают архитектурные особенности здания (скажем, здания эпохи классицизма требуют симметричных вывесок, на модернисткой архитектуре могут хорошо смотреться и ассиметричные). Еще одна беда – глухие витрины, которые часто бывают у магазинов, которые хотят использовать как можно больше площади, заставив окна оборудованием и завесив баннерами («Это чудовищно выглядит, улица неживая»).
– Мы выделили в первую очередь вывески без подложки – они почти на любом здании выглядят красиво, – рассказал дизайнер. – Потом идут вывески с плоской подложкой, которые размещаются в витрине, окне или на фризах. И третий тип – световой короб, самый активный визуально элемент, который очень сильно влияет на архитектуру, поэтому мы его не рекомендуем. Поскольку разделить здания по стилю очень сложно, мы вывели правило, что на всех зданиях, построенных до 1953 года, нельзя использовать никакие вывески, кроме отдельных букв без подложки.
Как рассказал лектор, в центре Санкт-Петербурга действует подобное правило («Можно использовать только вывески, которые представляют собой отдельные буквы – и это в какой-то степени спасло город»).
Эркен Кагаров подробно рассказал о правилах, которые они разработали для конкретных типов вывесок, оформления фасадов и табличек, цветовому оформлению зданий на восьми экспериментальных улицах.
– На Новом Арбате, где здания современные, мы разрешали довольно много, – пояснил дизайнер. – На исторических улицах наоборот было больше ограничений.
– Когда в городе повышается уровень «шума», каждый пытается сделать вывеску больше и крупнее, но все равно всех слышно плохо. Если все будут говорить потише, то слышно будет лучше, Эркен Кагаров, дизайнер.После того, как итоги пилотного проекта были признаны успешными, правила стали московскими законами («Собянин их недавно подписал, и в общем в городе стало приятнее»). Причем по наблюдениям авторов проекта, даже если эти правила не соблюдаются на 100%, облик города значительно улучшается.
Упомянул спикер и про афиши, которые, по его мнению, сильно влияют на среду.
– Вроде бы культурные учреждения, но иногда делают ужасающие вещи, – в качестве примера лектор продемонстрировал огромный баннер на фасаде Исторического музея в центре Москвы, совершенно не сочетающийся с архитектурой здания. – Поскольку это крупные активные элементы, они серьезно влияют на город, и их дизайн должен как-то регламентироваться. Например, можно запретить использовать фотографии или все цвета, кроме черного и белого. Я утрирую, конечно, но это надо продумывать.
При этом, по подсчетам дизайнера, для того, чтобы сделать город красивым, нужны относительно простые и относительно малобюджетные вещи. В некоторых случаях «правильные» вывески по бюджету и исполнению гораздо выгоднее «неправильных». В Москве, кстати, плюс соблюдения правил еще и в том, что вывески, сделанные «по регламенту», не надо согласовывать с городскими властями – а это, как отмечают предприниматели, проходившие эту бюрократическую процедуру, серьезное преимущество.
– В течение двух лет реально перейти на новые правила, даже если делать все не спеша. С одной стороны, для этого требуется свод универсальных правил, а с другой – отдельные проекты для исторического центра, для культурных учреждений, для ТЦ.