В Воронеж на Платоновский фестиваль приехали «Будущие летчики»
Художественная программа Платоновфеста открылась выставкой Алексанадра Дейнеки «Обожаю всяческую жизнь!».
Софья Успенская, 5 июня 2014, 18:24
В Воронеже стартовала художественная программа четвертого Платоновского фестиваля. Выставка известного советского художника Александра Дейнеки в музее Крамского открылась за два часа до официального старта фестиваля. В экспозицию вошли 34 картины из собраний Государственной Третьяковской галереи и Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, в том числе хорошо знакомые каждому со школьной скамьи шедевры «Будущие летчики» и «Окраина Москвы. Ноябрь 1941».
Александра Дейнеку принято считать творцом соцреализма, однако значительный след в творчестве художников оставили годы обучения на полиграфическом факультете ВХУТАМАСа, среди преподавателей которого были крупные представители русского авангарда. При этом Дейнека – ровесник Андрея Платонова: в этом году исполняется 115 лет со дня рождения художника (20 мая) и писателя (1 сентября). Однако их творческие биографии в одних и тех же обстоятельствах развивались совершенно по-разному.
Если Андрей Платонов прожил трудную жизнь, полную лишений и непонимания, то биография Александра Дейнеки сложилась сравнительно счастливо: он имел возможность и рисовать, и выставляться, и продавать свои работы, и преподавать. И взгляды художника и писателя на окружавшую их реальность были кардинально противоположными: по сравнению с мрачновато-философскими текстами Платонова, живопись Дейнеки кажется парадной и прямо-таки пышущей оптимизмом.
По словам директора Платоновского фестиваля Михаила Бычкова, этот контраст – самое интересное в экспозиции.
– В этом году наша выставочная программа стала еще более объемной и разнообразной, но открытие выставки Александра Дейнеки – кульминационное событие художественной программы, – отметил Михаил Бычков.
По словам руководителя курской картинной галереи Игоря Припачкина, показать Дейнеку на таком крупном событии как Платоновский фестиваль – уже престижно. При этом в не столичном музее коллекция работ Александра Дейнеки в таком объеме выставляется впервые.
– Несмотря на контраст между этими двумя мастерами, у них есть и несколько общих точек: во-первых, это язык отстранения, который использовал и Платонов, и Дейнека; оба они были новаторами, так как они, никто не писал, и ни у Платонова, ни у Дейнеки нет учеников или последователей; и Платонов, и Дейнека воспринимаются как не интеллектуальные авторы, у них обоих своеобразные герои. Однако выставка Дейнеки заставляет вспомнить о том подъеме, который переживала в двадцатые годы культура СССР. Тем не менее Дейнека не соцреалист, как многие думают, он мастер социалистического модернизма. Выставка Александра Дейнеки будет открыта в музее им. Крамского до 13 июля.