В Ульяновске умер бывший инженер Воронежского авиазавода, руководивший строительством Ту-144
Анатолий Гуляев ушел из жизни на 93-м году
Анастасия Бобряшова, 23 апреля, 14:57
В Ульяновске на 93-м году ушел из жизни выдающийся работник авиационной промышленности, бывший инженер Воронежского авиационного завода, руководивший строительством первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, Анатолий Гуляев. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Ульяновской области в понедельник, 22 апреля.
Анатолий Гуляев в 1956 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности «Авиамоторостроение», работал мастером Воронежского авиационного завода. Прошел путь до начальника цеха, проработав в механическом, механосборочном, сборочном цехах, на испытательной станции. С 1967 по 1975 год работал инженером-конструктором первой категории, начальником бригады в филиале машиностроительного конструкторского бюро, заместителем главного инженера. В этот период Анатолий Гуляев обеспечивал техническое руководство строительства самолета Ту-144.
В 1983 году Анатолия Гуляева перевели на Ульяновский авиационный промышленный комплекс, где он занял пост первого заместителя генерального директора. За два года он выстроил систему инженерно-технического обеспечения серийного производства крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124. В 1985 году был выпущен первый самолет и завершены заводские летные испытания. Анатолий Гуляев также организовывал подготовку к производству пассажирского лайнера Ту-204, выпущенного в 1989 году. В 1990 году занял должность заместителя генерального директора по внешнеэкономическим связям, затем пост директора по маркетингу. В 1995 году вышел на заслуженный отдых.
Анатолий Гуляев удостоен ряда благодарностей и наград, в том числе медали «Ветеран труда» и звания «Почетный гражданин города Ульяновска».
– Анатолий Алексеевич внес колоссальный личный вклад в становление и развитие авиастроения в Ульяновске. Именно благодаря ему была создана технология серийного производства самолета АН-124, известного всему миру как «Руслан». Наряду с этим велась подготовка к производству пассажирского самолета Ту-204, выпущенного по заданию Министерства авиационной промышленности СССР и Правительства досрочно. Эти факты говорят о высоком профессионализме Анатолия Алексеевича и его преданном служении избранному делу. Его имя навсегда останется в нашей памяти и сердцах, – выразил соболезнования губернатор Ульяновской области Алексей Русских.
Справка РИА «Воронеж»
Самолет Ту-144 был разработан конструкторским бюро «Туполев» в 1960-х годах, производился в Воронеже. Первый испытательный полет Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, это стало первым в мире полетом сверхзвукового пассажирского самолета. Конкурировавший с Ту-144 британско-французский сверхзвуковой лайнер «Конкорд» совершил первый испытательный полет только 2 марта 1969 года. В 1973 году один из авиалайнеров Ту-144 в ходе международного авиасалона Ле-Бурже разрушился в воздухе и упал на жилой район. Погибли шесть членов экипажа и восемь местных жителей. Расследование не смогло выявить причину падения самолета. Несмотря на трагедию, производство Ту-144 продолжилось. Коммерческая эксплуатация самолетов велась до 1978 года, а затем была прекращена из-за гибели двух человек во время экстренной посадки в ходе испытаний нового двигателя. Еще одной причиной стала экономическая нецелесообразность сверхзвуковой пассажирской авиации.