В споре отдавили ногу. Воронежцы высказались за и против дороги от Шишкова до Тимирязева

Жаркие публичные слушания собрали около 250 человек.

Евгения Полухина, 23 сентября 2019, 19:58

Андрей Архипов

Публичные слушания, посвященные проекту строительства дороги от улицы Шишкова до улицы Тимирязева в Воронеже, прошли в Доме архитектора в понедельник, 23 сентября. Не все желающие смогли войти в зал – народу было так много, что люди стояли в коридоре. По данным мэрии, только официально зарегистрировались 48 выступающих, а в общей сложности участниками стали около 250 человек. 

Как прошло обсуждение – в материале РИА «Воронеж».

Зачем нужна дорога

По расчетам, к 2023 году без строительства дороги движение в этом районе будет критическим – город встанет. За последние несколько лет в Коминтерновском и Центральном районах (возле Ботанического сада и улицы Шишкова) появилось много жилой застройки. Уже сейчас дороги не соответствуют масштабам новых микрорайонов. Единственная сквозная улица (Шишкова) перегружена. Новая магистраль позволит попадать с Шишкова на Тимирязева, минуя Московский проспект и Ломоносова, и тем самым разгрузит их.

Что предложили разработчики

Дорогу спроектировало ООО «Центр-дорсервис». Предполагается, что она будет протяженностью 2,9 км. Расчетная скорость движения – 70 км/ч.

Объект является частью транспортной схемы генерального плана города. Дорога соединяет транспортные потоки Коминтерновского и Левобережного районов. Изначально она планировалась как магистраль.

Дорога содержит три участка: от улицы Шишкова (там появится транспортная развязка), проезд вдоль жилой застройки, между новыми жилыми комплексами, а также по незастроенной территории вдоль Ботанического сада до Тимирязева.

Транспортная развязка в начале участка будет по типу индивидуального кольцевого пересечения вытянутой формы. Все съезды отделены друг от друга островками безопасности и разделительными полосами.

Там, где дорога будет проходить мимо жилой застройки, предусмотрены дополнительные полосы для улучшения условия въезда и выезда с прилегающих территорий. В этом месте их будет шесть. На участке вдоль Ботанического сада хотят сделать четыре полосы движения. Предусмотрены тротуары по обеим сторонам и велосипедная дорожка.

В центральной части спроектировали разворотные петли для съезда к Ботаническому саду и обратного маневра автомобилей жилых комплексов. В конце объект примыкает к Тимирязева под прямым углом (при поморщи Т-образного перекрестка). Кроме того, будут построены четыре надземных пешеходных перехода с пандусами и подъемными устройствами.

Разработчики добавили, что деревья частично вырубят (в общей сложности 1665), но пообещали, что взамен высадят новые.

Строительство произведут в два этапа. Согласно документам, в 2018 году интенсивность движения по Олимпийскому бульвару составила 2,1 тыс. автомобилей в сутки, по улице Шишкова – 28,4 тыс., по улице Тимирязева – 19,2 тыс., по улице Ломоносова – 19,2 тыс. По расчетам, к 2039 году перспективная интенсивность движения по Олимпийскому бульвару вырастет до 27 тыс. автомобилей в сутки, по улице Шишкова – до 35,1 тыс., по Тимирязева – до 39,1 тыс., а по Ломоносова – 39,1 тыс.

Как оценили проект воронежцы

На публичных слушаниях горожане разошлись во мнениях. Одни выступали категорически против проекта, другие активно поддерживали его, обвиняя в эгоизме первых. 

Официальное мероприятие превратилось в жаркие дебаты, во время которых некоторые участники перебивали оппонентов, не давая закончить выступление, а другие даже позволяли себе нецензурную лексику.

Замначальника отдела реализации генерального плана и перспективного развития управления главного архитектора Воронежа Олег Накаряков регулярно призывал собравшихся к порядку и напоминал о регламенте. От накала страстей сам чиновник пострадал – во время дискуссии ему отдавили ногу.

Какие аргументы привели противники проекта

Жители Березовой Рощи, вдоль домов которых пройдет дорога, отмечали, что магистраль в четыре полосы негативно скажется на экологической обстановке. Появится пыль, грязь, открыть окна будет невозможно из-за выхлопных газов.

Некоторые возмущались не самим фактом появления объекта, а тем, что это многополосная скоростная магистраль. По их мнению, количество полос можно было бы сократить до двух. Кроме того, звучали предложения пойти другим путем: например, вместо магистрали расширить улицу Шишкова. Особое недовольство высказывали жители дома №6 по Олимпийскому бульвару – он ближе всего расположен к предполагаемому месту строительства.

Еще одним аргументом была вырубка деревьев. Горожане отмечали, что пострадает Ботанический сад, что самый зеленый район города постепенно уничтожается. В компенсационное озеленение они не верят. Во время презентации, когда разработчики заверяли, что высадят новые деревья, раздавались выкрики, что в лучшем случае власти посадят клены и липы вместо «более благородных пород». Кроме того, гарантии, что новые насаждения приживутся, нет.

Недовольство жителей также вызвали надземные пешеходные переходы. Горожане отмечали, что они неудобны для мам с колясками и пожилых людей. Подъемники не смогут обслуживать всех желающих. А дети, по их словам, все равно будут перебегать дорогу. Горожане настаивали на регулируемых наземных переходах.

– Если наша администрация так трясется за автомобилистов, почему она не думает о пешеходах, о детях? Полторы тысячи детей каждый день переходят эту дорогу. Они должны через четыре полосы перейти! Надземные переходы – не выход. Есть пример с автовокзалом. Там бабушки с сумками, с детьми не могут подняться наверх. Они бегут через дорогу, перелезают через забор. Вы видели, что творится, когда утром дети идут в школу? Этого надземного перехода нам не хватит на 100 человек. Нам предлагали купить квартиры по высокой цене около леса в спальном районе. Куда теперь все это денется? Экологическая обстановка просто критичная, – заявила участница слушаний Евгения Булгакова.

– Все уходят от главного – от проекта. Картинка не имеет никакого значения, важны документы. Но что в них? В любом проекте, тем более на миллиард рублей, первым номером идет обоснование размещения объекта на территории. Этого нет. Должно быть надлежащее обоснование параметров линейного объекта. Там взяты цифры с потолка. Как поняли, какая пропускная способность будет в 2039 году? Есть ли расчеты, моделирование? В проекте отсутствует ссылка на использованную методику. Данных о том, что проблемы будут решены, нет. Без проекта, я считаю, такие начинания невозможны, – заявил участник слушаний Дмитрий Крахмалев.

– Я коренной житель Березовой Рощи. Это был сад, зеленая зона вокруг. Сначала уничтожили яблоневый сад, потом массив на западе. Все застроено стоянками. Постоянный шум, грязь, пыль, пройти уже нельзя нормально поперек рощи. Кто вообще думает о жителях? От Ботанического сада и особенно от дендрария не останется ничего. Поля – это наш последний бастион, – возмутилась участник слушаний Ирина Минакова.

Что сказали сторонники проекта

Защитники проекта отмечали, что жители Березовой Рощи думают только о себе. Сейчас в час пик люди проводят долгие часы в пробке на Московском проспекте, Ломоносова, Шишкова. Добраться быстро с левого берега в Коминтерновский район невозможно. Магистраль же позволит разгрузить остальные дороги.

– Мы должны понимать, что город не может стоять на месте. Кому не нравится жить в городе, который динамично развивается, в котором строятся новые дома, новые объекты, – езжайте в деревню, – завил участник слушаний Сергей Ефремов. – Каждое утро я стою в пробках. Это проблема. Я выступаю за дорогу, она должна быть однозначно. Проект разработан грамотно. Если есть замечания, можно высказаться, но не голословно говорить о том, что дорога нам не нужна.

Кроме того, участники заявляли, что сейчас в тех же пробках подолгу стоят машины спецслужб. Скорая помощь не может быстро приехать к пациенту, что может стоить человеку жизни. То же самое касается пожарных автомобилей.

– В настоящий момент в Ботаническом саду отсутствуют пути подъезда. Существует только один въезд на территорию. Дорога и пути подъезда пролегают через жилые массивы. Мы не имеем возможности выполнять санитарно-уходные работы за территорией, не можем подвезти коммунальную технику. Организация дороги открывает транспортную доступность, – рассказал директор Ботанического сада Андрей Воронин. – Хотел бы, чтобы учли два момента. Во-первых, запланировано строительство входной группы, по которой люди будут идти в Центральный парк. Нужно учесть, чтобы в этом месте была остановка транспорта. Во-вторых, в месте, где вырубят деревья, расположен овраг. Я опасаюсь, что талые воды будут направлены в Ботанический сад. Он от этого пострадает. Если эти вопросы будут учтены, мы будем только рады, что появится дорога.

Участники слушаний также отмечали, что наибольший выброс загрязняющих веществ происходит именно в пробках. При нормальном движении автомобилей вред окружающей среде гораздо меньше. Получается, что сейчас страдают жители Шишкова и Московского проспекта, которым «нечем дышать». По их словам, заявляя о будущей загазованности, представители Березовой Рощи не учитывают, в какой экологической ситуации живут их соседи.

В конечном итоге горожане заявляли, что о предполагаемом строительстве дороги было известно уже давно. Перед тем как купить квартиру, жителям новых домов в Березовой Роще следовало бы поинтересоваться, какие объекты планируют построить возле их домов. Объект изначально был заложен в генплане, почему он стал сюрпризом для противников – неизвестно.

– Я житель Олимпийского бульвара. Когда покупал квартиру, я узнавал, будет ли там дорога. Уже тогда было известно, что будет. Я хочу, чтобы ее быстрее построили. Ситуация критична. Она улучшится однозначно. Сейчас, просто чтобы выехать из двора, я стою в пробке минут по 15. Что касается надземных переходов, я однозначно за них. Это безопаснее. У меня у самого двое детей, – выступил Максим Кузьмин.

Официально

Наталья Ветер, глава управления экологии Воронежа:

– Возмущает, когда ораторы начинают вводить в заблуждение. Маршрут прохождения дороги выбран таким образом, чтобы минимизировать ущерб для окружающей среды. Я не отрицаю, что он будет, но он будет компенсирован. Много лет назад я принимала участие в знаковом проекте – оценке воздействия на здоровье человека автотранспортных потоков. Наибольший выброс загрязняющих веществ в атмосферу происходит именно при заторах, на светофорах. Это воздействует на здоровье людей.

Директор компании «Центр-дорсервис» Мирон Карпович:

– Я услышал как минимум три провокационных выступления. Вы говорите, что проекта нет. Но если бы отсутствовал хотя бы один документ, его бы не приняли к рассмотрению. Модели транспортных потоков имеют весьма спорное отношение к проектно-сметной документации. Заявлять с трибуны, что проекта нет, глупо, если он уже прошел государственную экспертизу. Это провокация людей на протесты.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.