«В школу не пойдем». Почему воронежские родители переводят детей на семейное образование
В учебном году – 2018/2019 дома будут заниматься 118 учеников.
Елена Миннибаева, 4 октября 2018, 18:24
В учебном году – 2018/2019 118 воронежских детей будут изучать школьную программу по системе семейного образования. Родители обучают детей сами или нанимают им репетиторов, а два раза в год школьники сдают экзамены, контрольные, рефераты, пишут диктанты и сочинения. Родители, ученики и учителя рассказали журналистам РИА «Воронеж» о плюсах и минусах такого вида образования.
Катя и Варя
В семье Тюриных трое детей. Кате десять лет, Варе семь, а младшей, Насте, всего четыре месяца. Старшие девочки успешно справляются со школьной программой дома – их мать Нина уже подумывает о том, чтобы в будущем самой обучать и младшую дочь.
– Катю в четыре года отдали в спортивную гимнастику, где выматывающие тренировки почти каждый день. Ближе к школе я начала думать о том, чтобы попробовать семейное обучение, но муж оказался против. Мол, что ты вообще такое придумала, ребенок должен, как все дети, учиться в школе. Мы живем в Семилукских Выселках, а записались в 37-ю школу, что в центре Воронежа. Она сотрудничает с нашей спортшколой, – рассказала Нина Тюрина. – Ты утром отводишь ребенка в школу, после уроков его ведут на тренировки, забираешь уже вечером. В этом плане удобно, но вот добираться утром и вечером через весь город – это настоящий ужас. Мы так прокатались два месяца. Дочь была вымотанной, ведь приезжали домой после 20:00, ужинали и сразу садились за уроки. Подумали и решили все же попробовать семейное обучение. Сейчас Катя в четвертом классе, и ни она, ни мы с мужем ни разу не пожалели о переходе. Средняя, Варя, нам сразу заявила, что тоже в школу не пойдет. Мы особо и не настаивали, также прикрепили ее к 37-й школе. Она даже на 1 сентября в первом классе не захотела идти. Спросила: а зачем? Говорим: ну как же, это ведь на всю жизнь запоминается – бантики, цветы, портфель. Так и не смогли ее убедить.
Нина Тюрина сама занимается с девочками. Строгого режима у них нет: они встают не по будильнику, а когда выспятся. За учебники берутся не по звонку, а когда есть силы и желание.
– Скажу честно, дети не каждый день у меня уроками занимаются. У меня нет цели стоять у них над душой и следить, чтобы они пыхтели над учебниками. Для меня главное, чтобы они усвоили программу. Если какая-то тема не дается, мы закрываем учебник и забываем о ней на некоторое время. Проходит несколько дней, может, неделя, мы снова за нее садимся, и она поддается. А как то же самое проходит в школе: прошли тему на уроке, ребенок не понял ее, до глубокой ночи родители с ним ее разбирают. Голова уже ничего не соображает ни у ребенка, ни у взрослых, все психуют, ребенка чуть ли не тупым считают из-за того, что он что-то не понимает, – заметила Нина Тюрина.
Кроме уроков в жизни девочек есть кружки и секции. Пять раз в неделю сестры занимаются гимнастикой, а еще учатся играть на фортепиано и гитаре, рисуют, учат английский.
Два раза в год Катя и ее сестра проходят аттестацию в школе: пишут диктанты, тесты, контрольные, сдают рефераты по окружающему миру и поделки по технологии. Третий класс Катя окончила с одной четверкой – по русскому языку.
– У меня могла быть пятерка – учитель не заметила ошибку, зато ее увидела мама и сказала, чтобы все честно было, и мне поставили четверку. Сначала было обидно, но мама говорит, что оценки – это не главное, главное – знания. И пока мои знания не дотягивают до пятерки по русскому, – рассказала Катя Тюрина.
По образованию мать девочек инженер. Хорошо знает все точные науки. Единственная сложность сейчас с английским языком, ведь в школе она учила французский.
– Ничего страшного, начала учить английский вместе с Катей с нуля. Вместе разбираемся, плюс она ходит на бесплатные занятия по языку в Дворец творчества. А что касается социализации, которой обычно любят попрекать родителей, выбравших семейное образование, – общения с ровесниками девочкам хватает в кружках и секциях. Также у них есть друзья из соседских детей. Девочки у нас общительные, любого взрослого заболтают. Опять же, они сами выбирают тех, с кем им легко и интересно общаться. В школе же тебя посадили с мальчиком Васей – и терпи, даже если он хулиган или мажор с последней моделью айфона, – рассудила Нина Тюрина.
Изначально семья Тюриных планировала, что Катя будет «семейником» только в начальной школе. Сейчас родители уже думают о том, чтобы продолжить учиться по этой системе и дальше.
– Да, появятся новые предметы, но алгебру, геометрию, физику и химию я знаю. Я вижу, насколько спокойнее стала Катя, что она ничуть не уступает, а может, и опережает в знаниях своих ровесников. Ребенок не хочет возвращаться в школу. Для нее сейчас это самое страшное наказание. Если Катя начинает лениться в учебе, говорю, что переведу ее снова в школу, и она тут же становится серьезной, – призналась Нина Тюрина.
Богдан и Валя
Сыновья Елены Полетаевой всего месяц на семейном обучении, и за этот короткий промежуток она успела ощутить разницу. Мальчишки, которые постоянно пропускали школу из-за болезней, хорошо себя чувствуют.
– Младший, ему десять лет, уже наверняка бы или вирус домой принес, или как минимум с соплями пришел. А у 15-летнего старшего сердце начало шалить на фоне пубертатного периода. Педиатры говорят, что это все временно, но тем не менее в прошлом учебном году ему часто плохо в школе из-за этого было. Учителя отпускали его домой, как следствие, он пропускал занятия, и его начинали гнобить из-за того, что он плохо знает программу. Сейчас дети высыпаются, они сытые, не перехватывают что-то на бегу, у них нет страха перед учителем от того, что они что-то не знают, а их вызовут к доске. Их не пугают ОГЭ и ВПР, не говорят, что нужно каждый день без выходных и каникул готовиться к экзаменам. Благодаря этому здоровье сыновей стало лучше. Кардиолог заметил хорошую динамику у старшего, – рассказала Елена Полетаева.
Старший, Богдан, занимается сам. В начале учебного года они с матерью просмотрели учебники, выписали темы, которые предстоит изучить, и составили индивидуальный план обучения. Каждый будний день парень изучает три новые темы плюс повторяет уже пройденный материал и обязательно читает художественную литературу.
– Он сначала сам изучает тему, потом смотрит видеоуроки по ней на YouTube. Если что-то не понимает, спрашивает у меня или у бабушки. Я ему сказала, что, если он что-то не будет понимать, мы наймем репетитора, но вот прошел месяц, и пока ему самому все понятно. Богдан ответственный, в этом плане мне, конечно, повезло, я не контролирую его. Я постоянно и старшему, и младшему сыну повторяю, что их знания не мне нужны, а им. Это их жизнь, поэтому я никогда их не ругала за плохие оценки. Тем более что система оценок в наших школах очень субъективная, порой оценка зависит от настроения учителя, а не от знаний ребенка, – говорит Елена Полетаева.
Младшего сына, Валентина, матери приходится контролировать: вместе разбираться с темами, напоминать, что пришло время делать уроки.
– Я купила сыну обучающую программу по математике, рассчитанную как раз на «семейников». Ему нравится. Семейное образование дает свободу, что очень важно для нас, так как мы очень часто путешествуем. Вот сейчас, например, мы с младшим находимся в Москве, он захотел попробовать себя в актерской сфере. Мы нашли специальный сайт, где разыскивают актеров массовки. Валя уже снялся в трех сериалах. Ему это очень нравится – и сам творческий процесс, и возможность самостоятельно заработать. Учась в школе, мы не могли бы вот так среди учебного года сорваться с уроков и уехать на съемки, – призналась Елена Полетаева. – Продолжим мы семейное образование или вернемся в школу – покажет первая аттестация. Мальчишки должны явиться в 37-ю школу, к которой прикреплены, с 1 по 20 декабря и показать свои знания. Если не сдадут, значит, они снова пойдут в школу. Время покажет.
Ева
Десятилетняя дочь Клары Михайлусь находилась на семейном образовании год. В сентябре 2018 года Ева снова вернулась в школу, в 4«В» воронежского лицея №1.
– Мы перевели дочь на семейное образование в надежде, что так получится решить часть проблем со здоровьем. Но прошлый учебный год показал, что проблем меньше не становится, а социализация без школы страдает. А мое личное мнение – что умение общаться, отстаивать свое мнение и презентовать себя не менее важно, чем багаж знаний по общеобразовательным предметам. Ведь успех человека в будущем напрямую зависит от умения контактировать с окружающими. Мы видели, что она скучала по одноклассникам весь третий класс. Спросили ее, хочет ли она вернуться в школу. Дочь сказала «да», – сообщила мать девочки.
Клара вспомнила, что первая «семейная» четверть далась Еве непросто. Потребовалось время, чтобы составить график занятий и четко его придерживаться, настроиться на серьезное отношение к учебе в домашней среде и осознать, что мама не даст расслабиться и будет спрашивать, как школьный учитель.
– Мы договорились с директором нашего лицея, что будем проходить аттестацию каждую четверть. Из-за организационных моментов первую четверть Ева не очень хорошо закончила. Но потом учебный процесс нормализовался, и следующие четверти были на «отлично», – рассказала Клара Михайлусь. – Мы придерживались расписания. Утром каждый день занимались русским языком и математикой – не по 45 минут, а по часу и даже больше. После обеда изучали английский язык, окружающий мир, читала художественную литературу, дополнительно занималась в музыкальной школе по классу фортепиано.
По словам Клары, благодаря семейному образованию дочь стала более самостоятельной:
– Младшему сыну сейчас девять месяцев. После моих родов дочь сама стала делать уроки, изучать новые темы. Конечно, ей иногда помогали взрослые, но в основном она все делала сама. Могу сказать, что уровень знаний благодаря семейному образованию у Евы стал выше. Но у нас нет цели вырастить нобелевского лауреата. Поэтому, взвесив все, мы решили вернуться в школу. В нашем случае социализация и хорошее образование в лицее перевесили свободный график, экономию на форме, взносах в фонд школы и более качественное индивидуальное семейное обучение. У семейного образования есть и плюсы, и минусы. Я не жалею, что у нас был такой опыт. Но здесь нужно смотреть на ребенка, оценивать, каковы возможности ученика и родителей относительно самостоятельного изучения программы, есть ли желание общаться с одноклассниками. Вот наш средний сын – очень общительный ребенок, я сомневаюсь, что ему подойдет семейное обучение.
В чем плюсы и минусы семейного образования?
Достоинства и недостатки семейной формы образования назвала руководитель управления образования и молодежной политики мэрии Воронежа Любовь Кулакова.
Плюсы:
индивидуальный темп обучения. Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку. Если он плохо усваивает информацию, подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял все до мелочей; ребенок может жить по естественным биологическим часам – просыпаться тогда, когда хочет, учиться в определенное время, когда это получается лучше всего. Появляется возможность распределить время для учебы и для хобби или секции; родители способны учесть все индивидуальные особенности своего ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодится ему в будущем; у ребенка появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах, – языки, архитектуру, искусство.Минусы:
ребенок может чувствовать себя отчужденно. Возможно, ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. Может возникнуть шаблонный образ «белой вороны»; возможен побочный эффект в виде проявления эгоизма в будущем. У человека, который привык к избранному отношению, в коллективе могут возникнуть сложности в ситуации, где он оказывается на равных условиях с другими; за детьми требуется постоянный контроль. Родители, выбирающие такую форму обучения, должны быть готовы к этому и иметь возможность тратить свое время на детей; есть риск возникновения трудностей с обучением в вузах, колледжах, техникумах, если родители не сумели дать должное образование.– Следует помнить, что при выборе семейной формы получения образования ребенок должен стать обязательным участником выбора. В противном случае это будет очередное навязывание родителями уставов, ограничивающих ребенка, что лишит данный вид образования основного преимущества перед школой, – добавила Любовь Кулакова. – Также нужно быть готовыми к тому, что хорошее образование может обернуться серьезными денежными затратами. Родителям необходимо быть очень организованными людьми, чтобы правильно построить для ребенка процесс обучения дома, определить четкий режим занятий, составить учебный план.
Что думают педагоги?
Ирина Каминская, учитель математики в воронежской гимназии имени Басова:
Юлия Старых, учитель немецкого языка онлайн-курсов:
Валентина Хамбалинова, учитель начальных классов воронежской школы №71:
Юлия Григорьева, учитель французского языка Острогожской школы №1:
Контекст
Семейное образование часто путают с домашним обучением. На самом деле это совершенно разные вещи. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, не посещает школу по состоянию здоровья, на основании выданных медицинским учреждением заключений. Учителя приходят к ученику домой или в лечебное учреждение и обучают ребенка в удобное для него время.