«В школу на ходунках». Почему воронежский мальчик-инвалид отказался от домашнего обучения
Первоклассник Степа Федоров мечтал учиться с одноклассниками.
Елена Миннибаева, 29 января 2017, 09:23
У семилетнего Степы Федорова из села Казанка Таловского района тяжелое заболевание конечностей – нижний вялый парапарез. Мальчик с трудом передвигается с помощью ходунков. Но это не мешает Степе учиться в школе наравне с одноклассниками. Поблажек от учительницы Степан не получает. Она его и хвалит, когда заслуживает, и ругает, если начинает шалить.
Родители Степы рассказали корреспондентам РИА «Воронеж», почему они категорически отказались от домашнего обучения.
Школа в таловской Казанке небольшая – 77 учеников. Каждый от мала до велика друг друга знает: чем живет школьник, какие проблемы, радости в семье. Первоклассник Степа Федоров с первых дней учебы в школе в должности героя. Этот русоволосый мальчик мог бы здесь вообще не появляться из-за своего заболевания.
Но Степа вместе с родителями решил, что не хочет становиться «комнатным цветком», к которому по расписанию будут приходить учителя. Степка хочет учиться в школе среди одноклассников. Задумал и сделал.
На руках в школу
В школу Степу привозят на машине родители. Сначала достают из салона автомобиля ходунки, относят их к школьной двери, затем берут сына на руки и несут туда же.
– Мы сразу решили, что Степа будет учиться со всеми. Мы и на подготовку его в школу в прошлом году возили. Почему он должен на домашнем обучении быть? У него ноги больные, а не голова. Он все налету схватывает, хорошо учится, зачем лишать его коллектива? – сказала мама Степы Виктория Федорова.
Учительница Любовь Григорьева Степу хвалит. Говорит, очень сообразительный мальчишка. Если бы не пропуски из-за лечения, вообще мог бы быть лучшим учеником в классе.
– Степа – мальчик общительный, часто руку на уроке тянет, хочет, чтобы его спрашивали. Ему нравится учиться. Вот не было его две недели в школе из-за лечения в реабилитационном центре, так он там самостоятельно занимался и не отстал от программы, а даже немного обогнал нас с ребятами. Сделал заданий больше, чем надо, – рассказала классный руководитель Степы Любовь Григорьева.
Одноклассники-помощники
Одноклассники у Степы хорошие. Никто никогда не обзывал мальчика, не упрекал болезнью. Наоборот, всегда готовы помочь другу. Кто-то полотенце в столовой принесет, кто-то дверь придержит.
– Наши дети, к счастью, не злые, они не дразнятся. Они знают, что у Степы ножки болят, и стараются ему помогать. А вот Степка шалун еще тот. Его в школе никто не обидит. А если что, Степка за себя постоять сможет со своим задиристым, боевым характером, – уверена учительница.
Чтобы обучать Степу, Любовь Григорьева, завуч и директор школы предварительно прошли специальные курсы в Воронеже. Там педагогов учат, как безболезненно вливать детей с проблемами здоровья в школьные коллективы, как устранять конфликты между здоровыми учениками и ребенком с инвалидностью и не допускать их вновь. Пока полученные знания Любови Григорьевой не требуются. Она надеется, что никогда и не пригодятся.
«Что случилось, сами до сих пор не понимаем»
Степка родился здоровым четырехкилограммовым ребенком. Когда мальчику исполнился год, ему сделали прививку от полиомиелита. Через неделю ребенка словно подменили. У Степы отказывали ножки. У врачей на счет того, что случилось с еще недавно здоровым ребенком, конкретных ответов не было.
– Нам выдали две версии. Первая: незадолго до начала болезни Степа был на дне рождения в компании уже привитых от полиомиелита детей. У него был слабый иммунитет, и он заразился от привитого ребенка. Вторая версия – нам сказали сделать прививку от полиомиелита, когда мы еще от ОРВИ окончательно не вылечились. У Степы насморк был, кашель, но фельдшер настояла на прививке. Я тогда молодая была, мало что знала, доверилась доктору. Скорее всего, прививка, сделанная в не долеченном состоянии, и привела нас к этой болезни. Но я не хочу, чтобы все подумали, что теперь я противница всех прививок. Нет, второму сыну мы сделали прививку от полиомиелита, но уже по всем правилам. И теперь я советую всем мамам внимательно осматривать ребенка перед прививкой. Он должен быть абсолютно здоров, не повторяйте наших ошибок, – посоветовала Виктория Федорова.
Маме Степы тяжело вспоминать первые годы. Казалось, что мир перевернулся. У нее перед глазами стоял ее здоровый ходящий мальчик, а на самом деле сначала Степа даже сидеть не мог, только лежал. В больнице Степа вместе с мамой пробыл около года. Его лечили медикаментозно, делали массаж, различные процедуры. Потом Степа стал ездить в реабилитационный центр в Воронеже.
– Нужно позвоночник повернуть в нужную сторону. Для этого мы купили специальный препарат-корсет для позвоночника за 86 тыс. рублей. То, что предлагает бесплатная медицина, Степу на ноги не поставит. Мы сами ищем платные санатории, врачей, которые могли бы осмотреть и назначить программу лечения сыну. Конечно, нам всем говорят, что Степку надо лечить заграницей, но откуда у нас столько денег? Я связалась с одной из клиник Израиля, отправила им все справки и выписки. И мне пришел ответ: только чтобы пройти обследование и поставить диагноз, потребуется около 1 млн рублей, – рассказала мама мальчика.
Народная помощь
Такие суммы для простой сельской семьи – неподъемные. Отец семейства – начинающий фермер, недавно стал выращивать скотину на продажу. Мать в декрете со вторым ребенком. Бабушки-дедушки тоже помочь не могут. У Виктории отец умер, мать работает уборщицей. У мужа нет обоих родителей. Семья может рассчитывать только на свои силы и на добрых людей.
В том, что такие отзывчивые люди есть, Федоровы убедились минувшим летом, когда редакция местной газеты «Заря» (входит в холдинг РИА «Воронеж») организовала благотворительную акцию в поддержку Степы «Поможем ребенку научиться ходить". Таловчане объединились, чтобы собрать деньги на реабилитационный курс в подмосковной клинике. В общей сложности удалось собрать 180 тыс. рублей. Еще 40 тыс. рублей добавили Федоровы – курс лечения стоил 220 тыс. рублей.
После лечения у мальчика появился заметный прогресс. Степа самостоятельно без ходунков может делать три-четыре шага.
Степа доходит до доски без ходунков
Фото – Михаил Кирьянов В подмосковном центре сказали, что достичь хорошего результата можно при условии, что Степа будет приезжать к ним на лечение через каждые три месяца. То есть в год на лечение Федоровым нужно около 900 тыс. рублей.– Я верю, что произойдет чудо, и Степа вылечится. Не знаю, сколько времени на этой уйдет и средств, но мы добьемся этого. Очень хотелось бы через СМИ обратиться к нашему губернатору Алексею Гордееву, попросить его помочь Степе с лечением в подмосковном центре. Ведь прогресс есть, сын уже делает самостоятельные шаги, главное, не останавливаться и продолжать эффективное лечение. Когда Степа сможет оставить свои ходунки, когда сможет поиграть в догонялки с младшим братом, это будет самый счастливый день в нашей семье, – призналась Виктория Федорова.
Помочь Степе можно, перечислив средства на карту его матери Виктории Федоровой: 63 90 02 13 90 03 72 60 63 (Сбербанк).