В Россошанском районе снегопад изолировал многодетную семью на маленьком хуторе
После метелей дети не могут добраться до школы или вернуться домой.
Олеся Жилякова, 14 февраля 2015, 14:28
Для 11 жителей россошанского хутора Легкодымовка каждый снегопад – это риск оказаться отрезанными от мира, от школы, где учатся дети, от магазинов и медицинской помощи. Пойдут ли в школу четверо детей Натальи Бряковой и смогу ли после уроков вернуться домой, зависит от того, найдется ли техника, чтобы расчистить заметенную снегом дорогу. У Шекаловского сельского поселения, в состав которого входит хутор Легкодымовка, собственной техники нет, приходится просить у базового хозяйства. В этом году дорогу к маленькой Легкодымовке расчищали всего пять раз. Из-за этого старшая дочь многодетной семьи Лера Брякова две недели не помещала занятия в училище, а младшие ребята оставались ночевать в школе.
Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали в гостях у хуторян и на себе испытали, легко ли добраться до Легкодымовки. На старенькой редакционной «Волге» оказалось нелегко, но возможно. Правда, прямо перед приездом журналистов, дорогу расчистили. Но даже по расчищенной дороге ехали, как будто катались на экстремальном аттракционе.
А вот в пятницу, 6 февраля, из-за снегопада многодетная семья едва на осталась на ночь в заметенном снегом поле. В тот день Наталья Брякова забирала своих детей после уроков. Учатся они за 12 километров от дома - в Шекаловке. С понедельника по пятницу живут в пришкольном интернате, а на выходные приезжают домой.
– Из Легкодымовки на своих «Жигулях» мы выехали утром в десятом часу утра. Еле проехали по нечищеной колее. В Шекаловке были примерно в 11 дня. Подождали детей, заехали в магазин за хлебом и домой. За эти несколько часов дорогу, которая лежит между полями, еще подзамело. Примерно на полпути мы застряли, – рассказывает многодетная мать. – Пытались выбраться, толкали машину, но снега было слишком много. Я стала звонить нашему главе Владимиру Николаевичу, чтобы направил к нам трактор, но техника не шла. Простояли в поле больше трех часов. Только к шести вечера, после моих многочисленных звонков с просьбами о помощи, к нам прибыл трактор, зацепил машину тросом и дотянул домой.
В понедельник, 9 февраля, дети Натальи в школу не пошли – мать побоялась везти их, вдруг снова застрянут.
– Я иногда Дмитрия Ивановича, соседа нашего, прошу, чтоб на «Ниве» их отвез. Он не отказывает. Но этим утром к нему не побежала. Испугалась, что и его машина до школы не доедет. Тут, по-хорошему, два раза в неделю, в понедельник и в пятницу, расчищать надо, – говорит она. – А пешком не рискнули идти, далеко! Если б сама или вдвоем с супругом, пошли бы. Не раз до Шекаловки на лыжах приходилось ходить. С автобуса я на прошлой неделе за три часа до Легкодымовки добралась. Но с детьми по морозу страшно, вдруг не дойдем. Да и дома двое малышей ждут, – говорит мать.
Случалось и такое, что из-за снегопада родители не могли в пятницу забрать детей домой. И тогда ребятам приходилось ночевать в пустой школе.
- Когда произошло такое, директор школы вошел в наше положение, вызвал работников кухни, воспитателя. Дети были под присмотром, накормленные. Забрали мы их только в субботу под вечер, как дорогу почистили, – говорит Наталья.
На окраину хутора Наталья со своим гражданским мужем Андреем и семерыми детьми переехала два года назад.
– Воды в доме нет, ходим за полтора километра на водокачку, газа тоже – печку дровами топим. И дороги практически нет, особенно в осеннюю распутицу и снежную зиму, – рассказывает Андрей.
Через несколько брошенных домов от Бряковых живут пенсионеры Кальченко. Их дети не раз пытались забрать родителей с умирающего хутора. Но пенсионеры говорят, что привыкли жить в селе – хозяйство держат, огород обрабатывают, внук им «Ниву» новую купил – решили здесь доживать.
– С Бряковыми поддерживаем отношения, а как иначе, ведь здесь только две наших семьи остались, – говорит 78-летняя пенсионерка Раиса Кальченко. – Когда дорогу прочистят, в магазин выбираемся, им тоже продукты покупаем, если просят.
Обратный путь от Легкодымовки до Шекаловки показался журналистам РИА «Воронеж» вечностью. Дорогу заметало на глазах. За 40 минут, которые провели с хуторянами, следов от колес машины не осталось. Наталья попросила подвезти до Россоши ее старшую дочь Леру, которая учится в училище и уже две недели из-за метелей не была на занятиях, поэтому обратно ехали втроем.
По словам главы администрации Шекаловского сельского поселения Владимира Рябоволова, дорога в Легкодымовку проходит через поле, которое раньше засаживали свеклой. Земля рыхлая, проседает сильно, особенно в сырую погоду. Зимой грунтовку меж полей заметает. Чистят ее по мере возможности. В этом году – всего пять раз.