«В приданое мне дали ковер, одеяла, перину и подушки». Супруги из Воронежской области отметили золотую свадьбу
Николай и Раиса Беловы поженились 1 мая
Елена Шелякина, 1 мая, 10:00
Жители села Новогольское Грибановского района, 76-летний Николай и 72-летняя Раиса Беловы, вместе полвека. Свадьбу они сыграли на Первомай. По воспоминаниям супругов, 50 лет назад весна была такой же ранней и так же буйно цвела черемуха.
Встреча
Раиса родом из села Заречье Терновского района. Сразу после школы ее забрала в Подмосковье родственница. Учиться дальше девушка из небогатой семьи не имела возможности. В 1969 году текстильной промышленности нужны были рабочие, и Раиса устроилась на фабрику, но через три года вернулась домой.
Николай – местный, из Новогольского. Отучился в Воронеже на плотника-столяра. В городе проработал год и вернулся в родное село, стосковался по дому.
Встретились герои публикации у общих знакомых на молодежных посиделках.
– Я работаю начальником пилорамы, – отрекомендовался герой публикации, когда знакомился с будущей женой.
Подружились молодые люди в январе, а уже 23 февраля Николай заслал к девушке сватов.
Со стороны жениха приехали родители, брат с женой, крестная и друг.
– Я роднистая, – говорит Раиса Петровна. – С моей стороны народа побольше было. Всего собралось человек 30.
Женщина рассказала, что у них в селе был обычай – на запой (сватовство. – Прим. РИА «Воронеж») делать подарки молодым. Обычно по 3−5 рублей. В Новогольском такой традиции не было. Поэтому гости со стороны жениха денег «на дары» не припасли. Впрочем, на решение молодых людей пожениться это никак не повлияло.
– На свадьбе наверстаем, – заверили родственники жениха.
Свадьба с приданым
Накануне свадьбы в дом жениха перевезли приданое невесты. Сейчас эта традиция утрачена, а раньше этот день даже имел название – «Постель».
– В приданое мне дали ковер, два атласных одеяла, одно верблюжье, перину и подушки, – перечисляет Раиса Петровна.
И добавляет, что была еще мебель – сундук.
– Я из небогатой семьи, – объясняет женщина. – Отец пришел с войны без ноги и рано умер, в 38 лет. Маме одной пришлось поднимать троих детей.
На свадьбе у Беловых было человек 50. Столы накрывали на улице, даже навес не делали – такая теплая и солнечная стояла погода.
Супруги Беловы признаются, что никогда не верили в примету: играть свадьбу в мае – всю жизнь маяться.
– Свою жизнь, отношения в семье строят сами люди, – уверены золотые юбиляры. – Приметы тут ни при чем.
В городах не прижились
После свадьбы Раиса Петровна призналась мужу, что не хочет оставаться в селе. Молодым людям удалось устроиться в воинскую часть, но проработали они там недолго. У Николая Ильича умер отец, и молодым пришлось вернуться домой. В родном колхозе мужчина 36 лет проработал пилорамщиком. Раиса Петровна десять лет трудилась в колхозе свекловичницей, потом еще 24 года – поваром в школьной столовой. В семье родилось две девочки – Людмила и Татьяна. До позднего вечера супруги хлопотали по хозяйству – держали домашний скот, пчел. Героиня публикации вязала пуховые платки.
– Жена платок продаст – я столько за месяц не зарабатывал, – вспоминает Николай Ильич. – Хотелось детей на ноги поставить, помочь им. Молодые были, море по колено.
В колхозе платили немного – Раиса Белова зарабатывала 70 рублей, ее супруг – 90. Пуховые платки были хорошим подспорьем.
Сладкий юбилей
Еще в этом году исполнится 50 лет, как Беловы держат пчел.
– На свадьбу нам надарили 760 рублей, – рассказывает Раиса Петровна. – Из них 300 мы решили отдать моей маме – она набрала денег в долг, чтобы сыграть мне свадьбу не хуже, чем у людей. За 180 рублей купили сервант – они тогда только вошли в моду. Еще хотели завести пчел. В селе жил опытный пчеловод Дмитрий Перегудов, у него и купили за 100 рублей две семьи.
Сейчас у супругов Беловых десяток ульев. Было время, когда их число доходило до 30.
– Особенно тяжело было в 1990-е годы, – вспоминает Николай Ильич. – Пчел могли украсть. В начале июля вместе с другими пчеловодами мы вывозили ульи в поле и до начала сентября по очереди дежурили на пасеке.
Кроме пчел супруги держали в хозяйстве корову, телят, три десятка коз и овец.
Личное и общественное
Раиса Белова много лет выступала в сельской самодеятельности – пела в хоре, который был при школе. Без него не обходился ни один праздник. Николай Ильич до сих пор увлекается охотой и рыбалкой. Охотничий билет он получил в 1969 году.
– Сейчас хожу на охоту больше для удовольствия, а не ради добычи, – говорит грибановец. – Зайцев не трогаю, их и так что-то мало осталось. Лису иной раз добуду.
Раису Петровну односельчане трижды выбирали депутатом сельского совета. Ей удалось решить немало общественных и личных проблем. Например, в кассах автовокзалов Борисоглебска и Воронежа можно было купить билет только до Листопадовки или Костино-Отдельца. После в том числе и ее хлопот билеты стали продавать до поворота на Новогольское.
Смогла Раиса Петровна помочь и односельчанину, который переехал в Новогольское из Туркмении. Мужчина достиг пенсионного возраста, но пенсию не получал, потому что у него не было документов. Депутат ездила с ним к адвокату, в ЗАГС, писала запрос в Туркмению. Ответ пришел, но на туркменском языке. Пришлось искать переводчика в Воронеже. В итоге человек стал получать пенсию.
– Все в жизни было – взлеты и падения. Судьба нас испытывала на прочность, но мы все пережили и выстояли, – вспоминает Раиса Петровна.
Супруги уверены – жизнь прошла недаром. Сейчас она радуются внукам. Старший, Евгений, окончил университет инженерных технологий. Он живет в Воронеже. Младшей, Лизе, исполнилось три года. Для супругов Беловых они – главное богатство в жизни.