В поисках утраченной музыки
Французский кинорежиссер-путешественник снял документальный фильм о воронежских исполнителях фольклора. Как это вышло, Винсент рассказал на творческой встрече в нашем городе – в Воронеж он приехал в поисках традиционной русской музыки.
Софья Успенская, 30 октября 2012, 15:25
Наверное, он слышал эту музыку уже много раз – пока снимал, отбирал кадры, монтировал, накладывал звук, показывал свои работы – но все равно, как только из динамиков доносятся звуки яванских барабанов или голос дагестанской певицы, он начинает пританцовывать на месте и отбивать каблуком ритм. О том, как парижский фотограф Матье Саура превратился в охотника за музыкой Винсента Муна, можно уже не спрашивать. Когда человек так явно что-то любит, эта любовь рано или поздно должна превратиться во что-то большее.
Режиссер Винсент Мун изучает фольклор народов мира. Документалист, режиссер-странник, автор музыкального видео с новаторским подходом. С 2009 года Винсент живет в дороге, путешествуя по миру в поисках аутентичной музыки. На его счету уже более 400 короткометражных фильмов, запечатлевших исполнение живой музыки в Аргентине, Чили, Камбодже, Египте, Японии, Тайланде, Новой Зеландии, Мали, Индонезии, Эфиопии, Исландии, Бразилии… География его съемок уже включает в себя более 50 стран мира. В 2011 году он начал работу над своей новой коллекцией записей, сделанных по всему миру — «Petites Planètes» («Маленькие планеты»), посвященной экспериментам в отношении изображения и звука.
– Я начинал с того, что фотографировал музыкальные группы, – рассказывает Винсент. – Потом сделал фильм об одной из них. Так и закрутилось. Последние четыре года я путешествую в поисках традиционной фольклорной музыки. Для меня хороший способ открывать мир – это путешествовать и документировать музыку, плохо известную или почти потерянную. Раньше я думал, что музыка – это что-то, что люди играют на сцене, чтобы развлечь других людей. И путешествуя по миру и записывая традиционную музыку, я понял, что это не так. Музыка существовала всегда. И для меня музыка – это одна из вещей, которая собирает людей вместе. Вы знаете, что песня появилась раньше слов?
Фильмы Муна – о музыке в ее естественной среде, «как она есть». Дагестанская дива Муи Гасанова, ведущая замкнутый образ жизни, поет, сидя на своем диване, белгородские бабушки топочут по сцене в местном клубе, черкесские старики тянут свои напевы на берегу горного ручья. Обычно Винсент использует форму «партизанского» стиля («guerilla film making») – снимает без сценария, без специальной подготовки, без репетиций, в обычной, ничем не приукрашенной обстановке, при естественном свете и, как правило, с одного дубля. Он просто просит начать, какое-то время наблюдает за исполнителем и начинает снимать. Получаются фильмы-зарисовки, в которых одна песня рассказывает целую историю о месте, где она родилась и о своих исполнителях.
– Я предпочитаю импровизировать, – говорит Винсент. – Когда у тебя есть в голове готовый сценарий и какие-то ожидания от фильма, то что-то всегда может пойти не так. У меня нет никаких ожиданий. Поэтому я записываю то, что вижу.
За такие фильмы специалисты называют Муна основоположником экспериментальной этнографии. А сам он предпочитает считать себя просто любителем музыки:
– Для меня очень важно не стать специалистом. Я все время стараюсь держать эту грань. Специалист знает, откуда и как берется музыка. Для меня же музыка – это такое волшебство, тайна. И я пытаюсь передать это ощущение. Мы перегружены информацией, а я пытаюсь заставить зрителя включить воображение. Мне нравится идея, что режиссер снимает только половину фильма, остальное создается в голове зрителя. Это уважение к зрителю.
Этим летом Винсент Мун приехал в Россию, чтобы реализовать свой новый масштабный проект «Russian prpoject by Vincent Moon». Координатором «Русского проекта» стала девушка из Воронежа - помощник главного режиссера Воронежского камерного театра Елена Сахнова. Она занялась организацией визита в Россию, а помощь в проведении съемок на Кавказе и в Калмыкии оказывал пиарщик из Нальчика Булат Халилов. В итоге Винсент Мун провел съемочный тур по семи регионам России: Северному Кавказу, Калмыкии, Марий Эл, Карелии, Воронежской, Ленинградской и Московской областям.
– Я интересуюсь любой музыкой. И иногда я все-таки ищу, где она может быть. А иногда она находит меня сама – там, куда я приезжаю, находятся люди, которые хотят познакомить меня с традиционными исполнителями. Например, на острове Ява один мой приятель даже умудрился разыскать людей, которые согласились исполнить для нас традиционный яванский ритуал, который называется «джатилан», когда при помощи особой музыки люди вводят себя в транс.
В Воронежской области, кроме записей традиционного фольклорного творчества, Винсент при поддержке краеведческого Фонда им. Хованского снял фильм о праздничной православной литургии, которая совершалась в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Белогорском Воскресенском монастыре, в храме св. Александра Невского. Что получилось – можно будет вскоре увидеть. Все свои фильмы Винсент Мун распространяет бесплатно – через Интернет. Это его принципиальная позиция. Винсент никогда не берет гонорары, не продает свои фильмы и не разрешает этого своим партнерам. Зато и путешествует он с минимумом затрат – везде находятся люди, готовые помочь Винсенту в его работе. Так, известный воронежский скульптор пригласил его пожить в своей квартире на время работы в Черноземье, а в Петрозаводске один ресторатор предложил бесплатно кормить режиссера, пока тот будет снимать в Карелии. Впрочем, и сам Винсент, как и полагается настоящему путешественнику, человек не капризный: например, в Воронеж он прикатил на обычном рейсовом автобусе.
– Его творчество доступно для бесплатного просмотра в Интернете или на публичных показах, – рассказывает координатор русского проекта и переводчик Винсента Булат Халилов. – Весь проект осуществляется за счет личных средств режиссера, а также на добровольные пожертвования. Я давно являюсь поклонником его творчества. В социальных сетях я увидел новость о том, что девушка из Воронежа приглашает его к себе в город и что любой другой желающий может вписать любой другой город для его приглашения. Я, недолго думая, решил пригласить его к себе домой, в Нальчик, и помочь ему открыть для него музыку всего Кавказа.
– Меня завораживает музыка, – говорит Винсент. – В плане культуры это, может быть, самая древняя вещь, которую можно найти. Музыка и еда. Поэтому я решил путешествовать по миру и делать проект либо о еде, либо о музыке. Сейчас я занимаюсь музыкой, а может когда-нибудь переключусь на еду.